Разгонный блок "Фрегат". Хронология запусков КА с использованием разгонного блока "Фрегат", страница 3

  • довыведение головного блока на опорную орбиту;
  • перевод КА на орбиту выведения с высотой перигея ~200км и высотой апогея не ниже 18000км;
  • ориентацию головного блока в заданном направлении и закрутку относительно продольной оси, а также последовательное отделение обоих КА;
  • совершение маневра по сходу с орбиты и затопление РБ в акватории Тихого океана с целью незасорения космического пространства. Маневр совершался включением двигателей ДУ СОЗ.

Запуск первой пары "Кластеров" прошел практически без замечаний.

В ходе второго запуска "Фрегату" пришлось решать непростую задачу.

Из-за сбоя в работе третьей ступени ракеты-носителя в систему управления разгонного блока "Фрегат" поступила команда "Авария". При этом маршевый двигатель третьей ступени носителя выключился на 3.5с раньше запланированного, не обеспечив головному блоку необходимую скорость. Возможность подобной нештатной ситуации и пути выхода из нее были предусмотрены в логике работы "Фрегата" заранее.

По получении команды "Авария" "Фрегат" отделился от третьей ступени носителя и обеспечил выведение головного блока на опорную орбиту, скомпенсировав скорость, недобранную ракетой -носителем. На эту незапланированную операцию "Фрегат" потратил лишних ~240кг топлива. Поэтому при выдаче команды на следующее (второе) включение она была скорректирована на полную выработку топлива (без гарантийных остатков). Несмотря на то, что "Фрегат" располагал небольшим запасом резервного топлива, было очевидно, что орбита выведения будет отличаться от заданной. Высота апогея орбиты выведения оказалась 17090км (вместо 18000км). Все последующие операции: ориентация головного блока в соответствии с программой, закрутка и отделение обоих спутников, маневр по сходу "Фрегата" с орбиты прошли штатно. Так как "Кластеры" после отделения от "Фрегата" при помощи своих двигательных установок самостоятельно совершают переход на рабочие орбиты, такая ошибка в параметрах орбиты выведения практически не повлияла на их функционирование. В результате программа "Кластер-2" была выполнена успешно, что и подтвердили позже специалисты Европейского космического агентства.

Таким образом, в ходе первых четырех запусков "Фрегат" показал не только высокую надежность, но и продемонстрировал высокие тактико-технические характеристики, а также способность выходить из нештатных ситуаций.

В 2003 г. при помощи разгонного блока "Фрегат" были успешно выведен на траекторию полета к Марсу научно-исследовательский аппарат "Марс-Экспресс", созданный Европейским Космическим агентством и на геопереходную орбиту телекоммуникационный спутник "Амос-2", созданный IAI MBT (Израиль).

В 2005 г. разгонный блок "Фрегат" участвовал в запуске коммуникационного спутника "Гэлакси-14", созданного американской компанией "Orbital Science Corporation". В отличие от предыдущих в данном запуске впервые была использована модифицированная версия разгонного блока "Фрегат" с улучшенными тактико-техническими характеристиками и удлиненный головной обтекатель. Кроме того, впервые ракета-носитель "Союз-ФГ" с разгонным блоком "Фрегат" вывела космический аппарат на супергеопереходную орбиту с высотой апогея 66000км.

Следует отметить, что из шести, запущенных блоков "Фрегат", на орбите искусственного спутника Земли осталось только два: второй - так как в ходе его полета проводилась проверка предельного времени его активного существования и шестой.

Три "Фрегата" были уведены с орбит и закончили свое существование в плотных слоях атмосферы Земли. В связи с тем, что задача незасорения космического пространства в настоящее время весьма актуальна, такое качество "Фрегата" является очень важным при пл анировании последующих полетов.