Разработка диаграммы последовательностей (Лабораторная работа № 4), страница 3

Добавление фигур, предназначенных для создания диаграмм последовательностей допустимо и на страницы диаграмм других типов, например структурных схем Microsoft Visio, однако такие страницы не предназначены для создания диаграмм последовательностей. Поэтому использование этих страниц для создания диаграмм последовательностей является некорректным.

1.4  Используемые фигуры

1.4.1  Линия жизни объекта

Линия жизни объекта.bmp

Фигура «Линия жизни объекта» предназначена для отображения существования объекта (экземпляра класса) в определенный момент времени. Данная фигура представляет собой прямоугольник, содержащий идентификатор объекта, актёра или прецедента, а также вертикальную пунктирную линию, являющуюся осью времени, на которой откладываются активные состояния объекта. Всё время жизни объекта от момента его создания до момента уничтожения указывается на этой оси.

Момент уничтожения объекта отмечается маркером уничтожения. Для отображения маркера уничтожения щелкните фигуру «Линия жизни объекта» правой кнопкой мыши и выберите в выпадающем меню команду «Параметры отображения фигуры/Маркер уничтожения».

1.4.2  Активация

Активация.bmp

Фигура «Активация» отображает период времени, в течение которого объект является активным (выполняет действие). Данная фигура отображается в виде прямоугольника, располагаемого на линии жизни объекта. При этом верхний край фигуры «активация» соответствует времени начала выполнения действия объектом, а нижний край соответствует окончанию выполнения действия. На одной линии жизни объекта может быть установлено несколько фигур «активация».

1.4.3  Линия жизни

Линия жизни.bmp

Фигура «Линия жизни» по своему назначению идентична фигуре «Линия жизни объекта» за исключением возможности явного указания идентификатора объекта, к которому относится данная линия. Линия жизни позволяет указать дополнительную временную ось существования объекта, линии жизни которого она подключается.

В рамках данной лабораторной работы фигура «Линия жизни» не используется.

1.4.4  Сообщение

Сообщение.bmp

Фигура «Сообщение» предназначена для обозначения передачи некоторого сообщения от одного объекта к другому. Обычно такое сообщение является вызовом метода. Для обозначения передачи сообщений от одного объекта к другому фигуру «Сообщение» размещают на диаграмме последовательностей так, чтобы начало стрелки фигуры располагалось на линии жизни вызывающего объекта, а конец – на линии жизни вызываемого объекта. В случае если объект отправляет сообщение самому себе, стрелка фигуры начинается и заканчивается на линии жизни одного объекта.

Для конкретизации вызываемого сообщения данная фигура может быть помечена именем, значением аргумента и выражением, задающим последовательность выполнения операций. Использование данной фигуры на диаграмме последовательностей не желательно, поскольку для обозначения вызовов методов, создания и удаления объектов следует использовать фигуру «Вызов», а для моделирования отправки асинхронных сообщений – фигуру «Асинхронное сообщение». Фигура «Сообщение» как правило, применяется в редких случаях, когда вид действия, заполняемого при взаимодействии объектов, не удаётся определить.

1.4.5  Вызов

Сообщение (вызов) 1.bmpСообщение (вызов).bmp

Фигура «Вызов» является разновидностью фигуры «Сообщение», предназначенной для обозначения вызова методов. В случае вызова метода внутри вызывающего объекта используется аналогичная фигура со стрелкой, направленной в сторону её начала.

1.4.6  Возврат

Сообщение (возврат) 1.bmpСообщение (возврат) 2.bmp