Процесс обеспечения качества (quality assurance process) – процесс обеспечения
соответствующих гарантий того, что ПО и процессы его ЖЦ соответствуют заданным
требованиям и утверждённым планам
• Качество ПО – совокупность свойств, которые
характеризуют способность ПО удовлетворять заданным требованиям
Процессы верификации и аттестации
Процесс верификации (verification process) – процесс определения того, что программные
продукты, являющиеся результатами некоторого действия, полностью удовлетворяют
требованиям или условиям, обусловленным предшествующими действиями
Процесс аттестации (validation process) – процесс определения полноты соответствия заданных
требований и созданной системы или программного продукта их конкретному
функциональному назначению
• Аттестация – подтверждение и оценка достоверности
проведённого тестирования ПО
Процесс совместной оценки
Процесс совместной оценки (joint review process) – предназначен для
оценки состояния работ по проекту и ПО, создаваемого при выполнении данных
работ (действий), сосредоточен на контроле планирования и управления ресурсами,
персоналом, аппаратурой и инструментальными средствами проекта
Процесс инфраструктуры
Процесс инфраструктуры (infrastructure process) - выбор и поддержка технологии, стандартов и
инструментальных средств, выбор и установка аппаратных и программных средств,
используемых для разработки, эксплуатации и сопровождения ПО
Процесс усовершенствования
Процесс усовершенствования (improvement process) - оценка, измерение, контроль и усовершенствование
процессов ЖЦ ПО
Модель ЖЦ ПО
• Модель ЖЦ ПО – структура, определяющая
последовательность выполнения и взаимосвязей процессов, действий и задач на
протяжении ЖЦ
• Модель ЖЦ ПО включает:
– Стадии (phases)
– Результаты выполнения работ на каждой стадии (deliverables)
– Ключевые события - точки завершения работ и принятия
решений (milestones)
• Модель ЖЦ ПО определяет временные рамки, фазы
процесса, чем начинается и чем заканчивается процесс
• Стандартной модели ЖЦ ПО нет, существуют различные
модели, попадающие под различные квалификационные признаки
Термины модели ЖЦ ПО
• Стадия – часть процесса создания ПО, установленная
нормативными документами, ограниченная определёнными временными рамками и
заканчивающаяся выпуском конкретного продукта (моделей ПО, программных
компонентов, документации), определяемого заданными для данной стадии
требованиями
• Процесс создания ПО – совокупность упорядоченных по
времени, взаимосвязанных и объединённых в стадии работ, выполнение которых
необходимо и достаточно для создания ПО, соответствующего заданным требованиям
Модель «чёрного ящика»
• Модель, как таковая отсутствует “code and fix”
Стадии ЖЦ ПО
• Анализ осуществимости проектных решений
• Планирование и формирование требований к ПО
• Проектирование системы
• Детальное проектирование
• Кодирование
• Интеграция
• Внедрение
• Эксплуатация и сопровождение
ЖЦ ПО согласно ГОСТ 34
• Формирование требований к АС
• Разработка концепции АС
• Техническое задание
• Эскизный проект
• Технический проект
• Рабочая документация
• Ввод в действие
• Сопровождение АС
ЖЦ ПО согласно Oracle
• Стратегия (определение требований)
• Анализ (формулирование детальных требований)
• Проектирование (детальные спецификации)
• Реализация (написание и тестирование приложений)
• Внедрение
• Эксплуатация
ЖЦ ПО согласно Rational
• Начальная стадия (Inception)
• Разработка (Elaboration)
• Конструирование (Construction)
• Ввод в действие (Transition)
Водопадная модель ЖЦ ПО
Принципы «чистого» водопадного подхода
• Фиксация требований к системе до её сдачи заказчику
• Переход на следующую стадию только после полного
завершения работ на текущей стадии, без возвратов на пройденные стадии
Преимущества
• На каждой стадии формируется законченный набор
проектной документации, отвечающий критериям полноты и согласованности
• Выполняемые в логичной последовательности стадии работ
облегчают планирование сроков завершения всех работ и соответствующих затрат
Результаты применения водопадной модели
Недостатки водопадной модели
• Позднее обнаружение проблем
• Выход из календарного графика, запаздывание с
получением результатов
• Избыточное количество документации
• Невозможность разбить систему на части (весь продукт
разрабатывается один раз)
• Высокий риск создания системы, не удовлетворяющей
изменившимся потребностям пользователей
Выход из положения – итерационный подход
Спиральная модель ЖЦ ПО
Особенности спиральной модели
• Заказчик постоянно участвует в процессе разработки
• Идентификация и анализ риска на каждой итерации
• Назначение приоритетов пользовательским требованиям
• Разработка последовательности прототипов, начиная с
требований наивысшего приоритета