Расчетный момент на шестерне: , ТН1=425,53/3=141,84 ТН2=72,2/3=24,06
Расчет диаметров колес из условия контактной прочности.
Вели чина |
Размерность |
Формула |
Решение |
Значение |
|
Тихоходная ступень: |
|||||
Расчетный момент на шестерне: |
|||||
Th |
Нм |
Th=Ta/nw |
Th=-425,53/3 |
-141,8 |
|
Передаточное число в зацеплении a-g: |
|||||
u |
u=(P-1)/2 |
u=(3,7-1)/2 |
1,35 |
||
(ybd)b |
0,18 |
||||
(ybd)a |
(ybd)a=(ybd)b×p |
(ybd)a=0,18×3,7 |
0,666 |
||
Расчет коэффициента неравномерности распределения нагрузки в зацеплении: |
|||||
W |
стр. 130 [1] |
1,03 |
|||
Khb |
рис. 6.16 [1] |
1,3 |
|||
Khå |
Khå=W+Khb-1 |
Khå=1,03+1,3-1 |
1,33 |
||
Khv |
по табл. 2.8 [1] |
1,1 |
|||
Расчет начального диаметра шестерни: |
|||||
(dw)'ah |
мм |
d'W1= |
d'W1= |
53,2 |
|
Быстроходная ступень: |
|||||
Расчетный момент на шестерне: |
|||||
Th |
Нм |
Th=Ta/nw |
Th=-72,2/3 |
-24,06 |
|
Передаточное число в зацеплении a-g: |
|||||
u |
u=(P-1)/2 |
u=(4,89-1)/2 |
1,9 |
||
(ybd)b |
0,15 |
||||
(ybd)a |
(ybd)a=(ybd)b×p |
(ybd)a=0,15×4,89 |
0,73 |
||
Расчет коэффициента неравномерности распределения нагрузки в зацеплении: |
|||||
W |
стр. 130 [1] |
1,03 |
|||
Khb |
рис. 6.16 [1] |
1,2 |
|||
Khå |
Khå=W+Khb-1 |
Khå=1,03+1,2-1 |
1,23 |
||
Khv |
по табл. 2.8 [1] |
1,1 |
|||
Расчет начального диаметра шестерни: |
|||||
(dw)'ah |
мм |
d'W1= |
d'W1= |
27,5 |
|
4. Определение размеров зубчатых колес планетарного редуктора
по критерию изгибной выносливости зубьев.
Вели чина |
Размерность |
Формула |
Решение |
Значение |
|
Тихоходная и быстроходная ступени: |
|||||
3.1 Эквивалентное время. |
|||||
(tLFE)a,g |
час |
(tLFE)h=å(Ti/Tрасч)м×ti |
(tLFE)h=[19×0,2+(0,7)9×0,35+(0,5)9×0,45]×8500 |
1827,5 |
|
(tLFE)b |
час |
(tLFE)h=å(Ti/Tрасч)м×ti |
(tLFE)h=[16×0,2+(0,7)6×0,35+(0,5)6×0,45]×8500 |
2109,7 |
|
Величина |
Размерность |
Формула |
Решение |
Значение |
|
Величины коэффициентов формы зуба для планетарного ряда: |
|||||
Yfa |
по рис. 2.23 [1] |
4,25 |
|||
Yfb |
по рис. 2.24 [1] |
3,55 |
|||
Yfg |
по рис. 2.23 [1] |
4 |
|||
Yfas |
Yfas=Yfa/[sf]a |
Yfas=4,25/470,6 |
0,9×10-2 |
||
Yfgs |
Yfgs=Yfg/[sf]g |
Yfgs=4/353 |
1,16×10-2 |
||
Yf/[sf] |
max из Yfa/[sf]a и Yfg/[sf]g |
1,16×10-2 |
|||
Расчетный момент на шестерне: |
|||||
TF |
Нм |
TF=Ta/nw |
TF=425,5/3 |
141,8 |
|
Величина коэффициента неравномерности распределения нагрузки по ширине венцов: |
|||||
KFå |
KFå=KHå |
1,33 |
|||
KFV |
по табл. 2.8 [1] |
1,1 |
|||
Делительный диаметр шестерни: |
|||||
(d')af |
мм |
(d)af= |
62,02 |
||
m' |
мм |
m'=(d')af/Za |
m'=62,02/17 |
3,64 |
|
m |
мм |
стандартное по ГОСТ 9563-65 |
3,5 |
||
Быстроходная ступень: |
|||||
Za |
17 |
||||
A |
A=ZA×(1+P)/nw |
A=17×(1+3,62)/3 |
26,18 |
||
N |
26 |
||||
Zb |
Zb=N×nw-ZA |
Zb=26×3-17 |
61 |
||
Zg |
Zg=(Zb-Za)/2 |
Zg=(61-17)/2 |
22 |
||
Pфакт. |
Pфакт.=Zb/Za |
Pфакт.=61/17 |
3,588 |
||
D% |
% |
D%=(P- Pфакт.)/P×100% |
D%=(3,62-3,588)/3,62 ×100% |
0,88 |
|
Величины коэффициентов формы зуба для планетарного ряда: |
|||||
Yfa |
по рис. 2.23 [1] |
4,25 |
|||
Yfb |
по рис. 2.24 [1] |
4 |
|||
Yfg |
по рис. 2.23 [1] |
3,55 |
|||
Yfas |
Yfas=Yfa/[sf]a |
Yfas=4,25/470,6 |
0,9×10-2 |
||
Yfgs |
Yfgs=Yfg/[sf]g |
Yfgs=4/353 |
1,13×10-2 |
||
Yf/[sf] |
max из Yfa/[sf]a и Yfg/[sf]g |
1,13×10-2 |
|||
Расчетный момент на шестерне: |
|||||
TF |
Нм |
TF=Ta/nw |
TF=154,639/3 |
51,55 |
|
Величина коэффициента неравномерности распределения нагрузки по ширине венцов: |
|||||
KFå |
KFå=KHå |
1,23 |
|||
KFV |
по табл. 2.8 [1] |
1,12 |
|||
Делительный диаметр шестерни: |
|||||
(d')af |
мм |
(d)af= |
36,9 |
||
m' |
мм |
m'=(d')af/Za |
m'=36,9/17 |
2,17 |
|
m |
мм |
стандартное по ГОСТ 9563-65 |
2 |
||
Корректировка чисел зубьев колес.
Вели чина |
Размерность |
Формула |
Решение |
Значение |
Тихоходная ступень: |
||||
Производим корректировку чисел зубьев т.к. (dw)'ah>(d)'af : |
||||
Za |
Za=(dw)'ah/m |
Za=68,3/3=19,5 |
20 |
|
A |
A=Za(1+P)/nw |
A=20×(1+3,2)/3 |
28 |
|
N |
28 |
|||
Zb |
Zb=N×nw-Za |
Zb=28×3-20 |
64 |
|
Zg |
Zg=(Zb-Za)/2 |
Zg=(64-20)/2 |
22 |
|
Pфакт. |
Pфакт.=Zb/Za |
Pфакт.=64/20 |
3,2 |
|
D% |
% |
D%=(P- Pфакт.)/P×100% |
D%=(3,2-3,2)/3,2×100% |
0 |
Диаметры колес: |
||||
da |
мм |
da=m×Za |
da=3,5×20 |
70 |
dg |
мм |
dg=m×Zg |
dg=3,5×22 |
77 |
db |
мм |
db=m×Zb |
db=3,5×64 |
224 |
Скорректированная ширина венцов: |
||||
bw |
мм |
bw= |
= |
37 |
Уточнение относительной ширины зубчатого венца солнечного колеса: |
||||
(ybd)a |
(ybd)a=bw/da |
(ybd)a=37/70 |
0,529 |
|
Быстроходная ступень: |
||||
Производим корректировку чисел зубьев т.к. (dw)'ah>(d)'af : |
||||
Za |
Za=(dw)'ah/m |
Za=41,15/2=20,575 |
21 |
|
A |
A=Za(1+P)/nw |
A=21×(1+3,62)/3 |
32,34 |
|
N |
32 |
|||
Zb |
Zb=N×nw-Za |
Zb=32×3-21 |
75 |
|
Zg |
Zg=(Zb-Za)/2 |
Zg=(75-21)/2 |
27 |
|
Pфакт. |
Pфакт.=Zb/Za |
Pфакт.=75/21 |
3,571 |
|
D% |
% |
D%=(P- Pфакт.)/P×100% |
D%=(3,62-3,571)/3,62×100% |
1,35 |
Диаметры колес: |
||||
da |
мм |
da=m×Za |
da=2×21 |
42 |
dg |
мм |
dg=m×Zg |
dg=2×27 |
54 |
db |
мм |
db=m×Zb |
db=2×75 |
150 |
Скорректированная ширина венцов: |
||||
bw |
мм |
bw= |
22 |
|
Уточнение относительной ширины зубчатого венца солнечного колеса: |
||||
(ybd)a |
(ybd)a=bw/da |
(ybd)a=22/42 |
0,524 |
Параметры расчитываемой планетарной ступени:
Тихоходная ступень: |
||||
Za=20 |
Yfa=4,25 |
[sF]a=470,6 МПа |
Yfa/[sF]a=0,9×10-2 |
da=70 |
Zg=22 |
YFg=4 |
[sF]g=353 МПа |
YFg/[sF]g=1,16×10-2 |
dg=77 |
Zb=64 |
YFb=3,55 |
db=224 |
||
P=3,2 |
m=3,5 |
bw=37 |
(ybd)a=0,529 |
u=(22/20)=1,1 |
Выбор марки стали и ТO для колеса b
Величина |
Размерность |
Формула |
Решение |
Значение |
Тихоходная ступень |
||||
Величина контактных напряжений |
||||
МПа |
=1151,5/3,21/2 |
643,5 |
||
Требуемая твёрдость поверхностей зубьев |
||||
HB |
314 |
|||
Максимальные напряжения изгиба |
||||
МПа |
272,8 |
|||
Твёрдость сердцевины зубьев |
||||
HB |
259 |
|||
Быстроходная ступень |
||||
Величина контактных напряжений |
||||
МПа |
= |
574 |
||
Требуемая твёрдость поверхностей зубьев |
||||
HB |
280,8 |
|||
Максимальные напряжения изгиба |
||||
МПа |
272,8 |
|||
Твёрдость сердцевины зубьев |
||||
HB |
254,4 |
Для центрального колеса b выбираем сталь 40Х ГОСТ 4543-75,
термообработка улучшение до НВ (280-300)
5. Определение размеров зубчатых колес из условия
работоспособности подшипников. Проектирование узла сателлита.
Величина |
Размерность |
Формула |
Решение |
Значение |
Тихоходная ступень: |
||||
Определяем min диаметр сателлита, обеспечивающий работоспособность встроенного подшипника: |
||||
LE |
млн.об |
LE=(NHE)g×10-6 |
LE=27×106×10-6 |
27 |
(dw)'g nk |
мм |
(dw)'g nk= |
92,82 |
|
Корректируем все зубчатые колеса, поскольку (dw)'gnk>(d)g |
||||
Диаметр центрального колеса 'a': |
||||
(d)'ank |
мм |
(d)'ank=2×(dw)'g nk/(P-1) |
(d)'ank=2×92,82/(3,2-1) |
84,38 |
Число зубьев центрального колеса: |
||||
Z'a |
Z'a=(d)'ank/m |
Z'a=84,38/3,5=24,1 |
24 |
|
A |
A=Z'a×(P+1)/m |
A=24×(3,2+1)/3 |
33,6 |
|
N |
34 |
|||
Z'b |
Z'b=N×m-Za |
Z'b=34×3-24 |
78 |
|
Z'g |
Z'g=(Z'b-Z'a)/2 |
Z'g=(78-24)/2 |
27 |
|
P' |
P'=Z'b/Z'a |
P'факт.=78/24 |
3,25 |
|
D% |
% |
D%=(P- P')/P×100% |
D%=(3,2-3,25)/3,2×100% |
-1,56 |
u' |
u'=Z'g/Z'a |
u'=27/24 |
1,125 |
|
Корректируем рабочую ширину колес: |
||||
bw |
мм |
25,4 |
||
Окончательно принимаем: |
||||
Za |
24 |
|||
Zg |
27 |
|||
Zb |
78 |
|||
m |
мм |
3,5 |
||
Основные диаметры колес планетарной ступени: |
||||
Делительный диаметр: |
||||
(d)a |
мм |
(d)a=mZa |
(d)a=3,5×24 |
84 |
(d)g |
мм |
(d)g=mZg |
(d)g=3,5×27 |
94,5 |
(d)b |
мм |
(d)b=mZb |
(d)b=3,5×78 |
273 |
Диаметр окружности выступов: |
||||
(da)a |
мм |
(da)a=(d)a+2m |
(da)a=84+2×3,5 |
91 |
(da)g |
мм |
(da)g=(d)g+2m |
(da)g=94,5+2×3,5 |
101,5 |
(da)b |
мм |
(da)b=(d)b-1,75m |
(da)b=273-1,75×3,5 |
266,9 |
Диаметр окружности впадин: |
||||
(df)a |
мм |
(df)a=(d)a-2,5m |
(df)a=84-2,5×3,5 |
75,25 |
(df)g |
мм |
(df)g=(d)g-2,5m |
(df)g=94,5-2,5×3,5 |
85,75 |
(df)b |
мм |
(df)b=(d)b+2,5m |
(df)b=273+2,5×3,5 |
281,8 |
Межосевое расстояние: |
||||
aw |
мм |
aw=0,5×[(d)a+(d)g] |
aw=0,5×(84+94,5) |
89,25 |
'Min' толщина обвода обеспечивающая изгибную прочность сателлита: |
||||
hg |
мм |
hg=0,5×m× |
hg= |
9,09 |
Вели чина |
Размерность |
Формула |
Решение |
Значение |
|||||
Диаметр отверстия под подшипник: |
|||||||||
D' |
мм |
D'=(df)g-2×hg |
D'=85,75-2×9,09 |
67,57 |
|||||
nn |
2 |
||||||||
Радиальная нагрузка, воспринимаемая наиболее нагруженной опорой сателлита: |
|||||||||
Fr |
кН |
Fr=(4×Ta×W)/((d)a×nw×nn) |
Fr=(4×714,286×1.03)/(84×3×2) |
5,839 |
|||||
Приведенная радиальная нагрузка: |
|||||||||
V |
стр. 189 [1] |
1,2 |
|||||||
Kd |
стр. 135, 189 [1] |
1,3 |
|||||||
Kt |
стр. 189 [1] |
1 |
|||||||
Pr |
кН |
Pr=V×Fr× Kd× Kt |
Pr=1,2×5839×1,3×1 |
9,109 |
|||||
Расчетное значение динамической грузоподъемности подшипника: |
|||||||||
m' |
3,33 |
||||||||
nзам. |
0 |
||||||||
Cрасч. |
кН |
Cрасч.= |
Cрасч.= |
24,5 |
|||||
Выбираем подшипник по ГОСТ 8328-75 |
|||||||||
Номер |
42207 |
||||||||
C |
кН |
25,6 |
|||||||
D |
мм |
72 |
|||||||
d |
мм |
35 |
|||||||
B |
мм |
17 |
|||||||
Назначаем основные геометрические параметры щёк водила. |
|||||||||
th |
мм |
th=0,055×(d)b |
th=0,055×273=15,02 |
16 |
|||||
tn |
мм |
tn=2×th |
tn=2×15,02=30,02 |
32 |
|||||
Dh |
мм |
Dh=m×(Za+Zg)+d+20 |
Dh=3,5×(24+27)+35+20=233,5 |
250 |
|||||
dh |
мм |
dh=(da)a+10 |
dh=91+10 |
101 |
|||||
Быстроходная ступень: |
|||||||||
Определяем min диаметр сателлита, обеспечивающий работоспособность встроенного подшипника: |
|||||||||
LE |
млн.об |
LE=(NHE)g×10-6 |
LE=106×106×10-6 |
106 |
|||||
(dw)'g nk |
мм |
(dw)'g nk= |
67,3 |
||||||
Корректируем рабочую ширину колес: |
|||||||||
b’w |
мм |
14,4 |
|||||||
Окончательно принимаем: |
|||||||||
Za |
26 |
||||||||
Zg |
34 |
||||||||
Zb |
94 |
||||||||
m |
мм |
2 |
|||||||
Рабочая ширина колес: |
|||||||||
bw |
мм |
15 |
|||||||
bg |
мм |
bg=bw+4m |
bg=15+8 |
23 |
|||||
Вели чина |
Размерность |
Формула |
Решение |
Значение |
|||||
Основные диаметры колес планетарной ступени: |
|||||||||
Делительный диаметр: |
|||||||||
(d)a |
мм |
(d)a=mZa |
(d)a=2×26 |
52 |
|||||
(d)g |
мм |
(d)g=mZg |
(d)g=2×34 |
68 |
|||||
(d)b |
мм |
(d)b=mZb |
(d)b=2×94 |
188 |
|||||
Диаметр окружности выступов: |
|||||||||
(da)a |
мм |
(da)a=(d)a+2m |
(da)a=52+2×2 |
56 |
|||||
(da)g |
мм |
(da)g=(d)g+2m |
(da)g=68+2×2 |
72 |
|||||
(da)b |
мм |
(da)b=(d)b-1,75m |
(da)b=188-1,75×2 |
184,5 |
|||||
Диаметр окружности впадин: |
|||||||||
(df)a |
мм |
(df)a=(d)a-2,5m |
(df)a=52-2,5×2 |
47 |
|||||
(df)g |
мм |
(df)g=(d)g-2,5m |
(df)g=68-2,5×2 |
63 |
|||||
(df)b |
мм |
(df)b=(d)b+2,5m |
(df)b=188+2,5×2 |
193 |
|||||
Межосевое расстояние: |
|||||||||
aw |
мм |
aw=0,5×[(d)a+(d)g] |
aw=0,5×(52+68) |
60 |
|||||
'Min' толщина обвода обеспечивающая изгибную прочность сателлита: |
|||||||||
hg |
мм |
hg=0,5×m× |
Hg=0,5×2× |
5,83 |
|||||
Диаметр отверстия под подшипник: |
|||||||||
D' |
мм |
D'=(df)g-2×hg |
D'=63-2×5,83 |
51,34 |
|||||
nn |
2 |
||||||||
Радиальная нагрузка, воспринимаемая наиболее нагруженной опорой сателлита: |
|||||||||
Fr |
кН |
Fr=(4×Ta×W)/((d)a×nw×nn |
Fr=(4×154,639×1.03)/(52×3×2) |
2,042 |
|||||
Приведенная радиальная нагрузка: |
|||||||||
V |
стр. 189 [1] |
1,2 |
|||||||
Kd |
стр. 135, 189 [1] |
1,3 |
|||||||
Kt |
стр. 189 [1] |
1 |
|||||||
Pr |
кН |
Pr=V×Fr× Kd× Kt |
Pr=1,2×2042×1,3×1 |
3,1855 |
|||||
Расчетное значение динамической грузоподъемности подшипника: |
|||||||||
m' |
3,33 |
||||||||
nзам. |
0 |
||||||||
Cрасч.
|
кН |
Cрасч.= |
Cрасч.= |
12,924 |
|||||
6.Проектировочный расчёт валов.
Быстроходная ступень.
Диаметр консольного участка вала
, где - допускаемое значение касательных напряжений;
Т - крутящий момент передаваемый валом
Н×м для стали 18ХГТ временное сопротивление разрыву принимаем равным sв=1200Мпа
МПа мм
Таким образом, диаметр консольного участка вала принимаем равным dk=32 мм
Диаметры посадочной шейки подшипника качения:
,принимаем 35 мм
Тихоходная ступень:
мм
Таким образом, диаметр консольного участка вала принимаем равным мм диаметры посадочной шейки подшипника качения:
, принимаем 80 мм
Проектировочный расчёт центрального колеса «а» тихоходной ступени.
Для расчета внутреннего диаметра центрального колеса «а» тихоходной ступени воспользуемся формулой:
Примечание: данное центральное колесо рассчитываем только на кручение, т.е. М=0 и , где
После некоторых преобразований получаем выражение:
мм. Принимаем ближайший меньший диаметр из стандартного ряда: мм
Выбор подшипников качения.
Из рассчитанных диаметров валов выбираем подшипник качения
- для быстроходной ступени радиально-шариковый однорядный подшипник типа 207 по ГОСТ 8338-75: d=35мм D=72мм B=17мм C=20кH
- для тихоходной ступени радиально-шариковый однорядный подшипник типа 316 по ГОСТ 8338-75: d=80мм D=170мм B=39мм C=96.5кH
Выбор уплотнительных устройств.
На валы надеваем манжеты уплотнения, выбранные по ГОСТ 8752-70
- для быстроходной ступени d=35мм D=58мм h=10мм
- для тихоходной ступени d=80мм D=115мм h=12мм
7.Проверочный расчет быстроходного вала.
На вал-шестерню действует реакция от упругой муфты:
, гдеокружное усилие, действующее на пальцы муфты.
где - расстояние между осями пальцев муфты.
к
Определение силы, возникающие на зубчатом колесе а
Определение реакций опор:
Определение моментов:
l1=60 мм l2=55 мм l3=32 мм
При
При
Нм
При : Нм
При :
При
При
Как видно из эпюры, опасным сечением является сечение 1-1, где концентратором напряжения является проточка 34 мм
Н×м2
Максимальное нормальное напряжение в опасном сечении:
Максимальное тангенциальное напряжение в опасном сечении:
20Мпа
Механические характеристики материала вала-шестерни для стали 18ХГТ:
1000 МПа 800 МПа
Усталостные характеристики:
1. Предел выносливости при R= -1:
МПа
0,6×430=258МПа
Определение коэффициентов перехода от предела выносливости образца к пределу выносливости детали.
Коэффициент влияния абсолютных размеров: при 34 мм
Коэффициенты шероховатости: при
Эффективные коэффициенты концентраций напряжений: для концентратора в виде посадки с гарантированным натягом ; .
Коэффициент упрочнения в расчетном сечении после поверхностной обработки «цементация».
Коэффициент перехода:
Определение коэффициентов долговечности и :
эквивалентное число циклов
коэффициент долговечности:
, следовательно
Определение коэффициента запаса прочности:
8. Проверочный расчёт шарикоподшипников быстроходного вала.
Проверочный расчет подшипников качения сводится к проверке неравенства , где долговечность подшипника, млн.об.
эквивалентная долговечность, которую подшипник должен выдержать за весь срок службы.
где - для шарикоподшипников
20 kH (подшипник 207) - динамическая грузоподъемность
условие выполнено.
9. Расчёт призматических и круглых шпонок.
Для валов данного редуктора выбираем призматические шпонки исполнения 2.
Быстроходная ступень:
для вала d=32мм рассчитываем рабочую длину шпонки:
[S]=2.3 допускаемое значение коэффициента запаса
Выбираем 22мм
, где b=10мм - ширина шпонки
l=22+5=27
Шпонка 2-10´8´27 ГОСТ 8788-68
Тихоходная ступень:
для вала d=75мм рассчитываем рабочую длину шпонки:
, где Та2=3000Н*м d=75мм h=14мм- высота шпонки t1=9мм -глубина паза вала
350Мпа - предел текучести материала шпонки (Ст45)
-допускаемые напряжения смятия
[S]=2.3 допускаемое значение коэффициента запаса
Выбираем 90мм
, где b=20мм - ширина шпонки;
l=90+10=100мм
Шпонка 2-20´14´100 ГОСТ 8788-68
Проектировочный расчёт штифтов.
Условия прочности:
где - сила действующая на штифт
- площадь поперечного сечения штифта
-диаметр штифта
Zшт - количество штифтов в ступени
Быстроходная ступень:
выбираем для штифтов Ст6, для которой предел текучести sт=450Мпа
[t]=0.25*sт=0.25*450=112.5 МПа
D=250мм; Tb2=559.43 H*м; dшт=8мм
Выбираем =3
Тихоходная ступень:
выбираем для штифтов Ст6, для которой предел текучести sт=450Мпа
[t]=0.25*sт=0.25*450=112.5 МПа
D=350мм; Tb1=2285,714 H*м; dшт=8мм
Выбираем =3
10.Расчет зубчатой муфты.
Проверочный расчёт соединительной муфты.
С целью предупреждения недопустимой степени изнашивания выполняют проверочный расчет по условному давлению.
где при коэффициенте выносливости зуба
коэффициент неравномерности удельной нагрузки
крутящий момент, передаваемый муфтой;
ширина венца муфты
диаметр муфты
МПа
При данной ТХО - цементации, , следовательно, необходимое условие
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.