Теория познания. Проблема истины в познании. Эмпиризм и рационализм в познании

Страницы работы

Содержание работы

Теория познания. Практика. Проблема истины в познании.

1.Решение второй стороны основного вопроса философии. Агностицизм, познание как теория отражения.

2.Теория познания как теория отражения.

3.Истина: объективная, конкретная, абсолютная, относительная.

4.Практика – основа и цель познания.

5.Диалектический путь познания. Эмпиризм и рационализм в познании.

1.

В далекой древности люди реализовали свои знания и умения, но чаще всего при этом они не задумывались над тем, что представляют из себя и как они возникают. Вопрос о познавательном процессе и о природе знания – это сугубо философский, весьма сложный и важный вопрос. Проблема познания природных тайн – одна из самых древних в философии. Человек, воздействуя на природу, достаточно рано обнаружил, что знания – это источник его могущества, поэтому человечество поставило перед собой вопрос – что значит знать? Этот вопрос настолько важен для философии, что Ф.Энгельс рассматривал его как составную часть основного вопроса философии, его вторую сторону.

Большинство ученых и мыслителей вполне согласны с К. Марксом, который говорил: ”Человек – зеркало и эхо вселенной, он способен познавать мир таким, каким он существует на самом деле”. Но есть и другие взгляды на познаваемость мира. В древней Греции некоторые философы подвергали сомнению принципиальную возможность познавать мир. Их называли скептиками, а их взгляды – скептицизмом. В 17-ом веке скептицизм был возрожден во Франции Анри Бейлин, а в 18-ом Э. Кантом и Давидом Юмом. Но теперь эта позиция называлась агностицизмом. Предпосылкой его появления стали:

1.преувеличение момента относительности наших знаний;

2.несовершенство органов чувств человека.

В наши дни агностицизм продолжает существовать, причем агностиками могут быть и идеалисты и материалисты. Идеалисты-неагностики решают проблему познания следующим образом: они считают, что объект познания не существует без субъекта. Те мыслители, которые верят в безграничные познавательные возможности, получили название “гносеологические оптимисты (материалисты)”. Материалисты положительно решают вопрос о познаваемости мира и в основу теории познания кладут теорию отражения.

2.

Важнейший принцип теории отражения – признание существования внешнего мира, независимого от человека, его сознания. Отражение человеком окружающего мира происходит в форме воспроизведения в сознании определенных предметов, их свойств и отношений в виде идеальных образов. Таким образом, результатом познания мира является создание идеальных образов, которые имеют сходство с предметом. Образ субъективен по форме, но объективен по содержанию, он является единством субъективного и объективного. Образ может воплощаться в знаках. Знак – это материальный предмет, который несет в себе информацию о предмете, его свойствах и отношениях. Между знаком и предметом не обязательно сходство, тогда как образ и предмет схожи. Знак является носителем определенного значения. Значение знака – это тот предмет, который данный знак обозначает и представляет. Знаки можно подразделить на языковые и неязыковые.

Результатом познавательной деятельности является получение знания. Знание выражается в языке, другим способом оно существовать не может. Знание существует в идеальной форме, это не сама познавательная вещь, а способность человека воспроизвести эту вещь идеально, а потом обозначить ее в виде знаков.

Человек получает новые знания в процессе своего взаимодействия с окружающим миром. Именно этот процесс обогащения человека новыми знаниями мы и называем познанием. В этом процессе можно выделить 2 стороны: субъекта познания и объекта познания. Объектом может стать любой процесс, предмет, событие, явление. В домарксовской философии человека рассматривали как пассивного созерцателя внешнего мира. В философии диалектического материализма в паре “субъект-объект” человека рассматривали как активное начало. Он не просто пассивно отражает воздействующий на него мир, но он изменяет его, в известном смысле творит его своим сознанием. И здесь проявляется творческая сущность и способность человеческого сознания. Достижения человеческого разума опровергают агностицизм и скептицизм в вопросе о познаваемости материального мира. Против агностиков и скептиков в книге «Материализм и эмпириокрицизм» выступил В. И. Ленин. Он изложил основы диалектико-материологической теории познания. Вот эти положения:

1.вещи существуют независимо от нашего сознания, независимо от нашего ощущения, вне нас;

2.решительно никакой принципиальной разницы между явлением и вещью в себе нет и быть не может. Различие есть просто между тем, что познано и тем, что не познано;

Похожие материалы

Информация о работе