Г Л А В А 14
ДРЕВНЯЯ МЕДНАЯ ЛИТАЯ ПЛАСТИКА
Под этим названием имеется в виду изготовление предметов религиозного культа - крестов и икон разного размера из медных, реже из серебряных и свинцовых сплавов. Эти предметы известны человечеству с древнейших времен, однако, наиболее устойчивое бытование и широкое распространение они получили в странах СНГ.
На славянской почве, среди ремесел и искусств именно металлопластика оказалась наиболее устойчивой структурой. Сформировавшись в домонгольское время, обретя национальные свойства в XIV-XV веках под влиянием местной иконописи, став в XVI веке особым самостоятельным явлением церковного искусства, она не исчезла и в настоящее время.
Имеются довольно многочисленные публикации (свыше 330 работ), в которых отмечается большая трудность датирования этих предметов, причем основным препятствием служит определение способов литья, с помощью которых они производились [50].
Большие исследования технологии литья древнерусских умельцев провел В.М.Тетерятников, установивший способы изготовления моделей, форм и отливок. Применялись следующие способы литья:
· литье в каменные формы;
· литье по восковым моделям;
· литье в глиняные формы;
· литье в песчано-глинистые формы;
· литье в формы, изготовленные из березовых грибов.
Литье в каменные формы
Сама технология отливки в каменные формы достаточно полно рассмотрена Б.А.Рыбаковым [51]. Трудности обработки камня ставят вопрос о распространенности этих форм. Изучение сохранившихся каменных форм (рис. 169) приводит к следующим выводам о сроках их службы. Большинство каменных форм для отливки сравнительно сложных изделий представляют собой обломки с довольно четко сохранившимся рельефом. При многократных заливках именно мелкие детали рельефа должны пострадать в первую очередь. В данном случае относительная хрупкость камня, недостаточная его термостойкость приводит к раскалыванию формы.
Материал каменных форм достаточно разнообразен, например, шифер, сланец. Большинство же форм по выводам Б.А.Рыбакова изготовлялись из известняка, то есть материала сравнительно меньшей хрупкости, но не допускающего тонкого и чистого рельефа. Этим возможно объясняется факт получения в таких формах примитивных изображений.
Трудность изготовления каменных форм, невозможность вырезания тонкого рельефа, кратковременный срок службы позволяют сделать вывод об ограниченности изготовления каменных форм.
Литье по восковым моделям
Этот способ использовался в двух вариантах - для получения единственного экземпляра и для тиражирования. В первом случае из воска изготавливается оригинал с тщательной проработкой фактуры. Затем этот образец обливался жидкой глиной, полученная форма подсушивалась, заделывались трещины и после удаления воска прокаливанием заливалась металлом. Для тиражирования использовалась каменная форма, которая служила своеобразной пресс-формой. В каменных формах отливали требуемое количество восковых моделей. Дальнейшая технология аналогична первому варианту.
Литье в глиняные формы
При этом способе использовалась модель, как правило из свинца или олова, то есть из материалов, допускающих самую тончайшую обработку рельефа, не выполнимую даже в воске.
Далее полученную металлическую модель формовали заливкой жидкой глиной. Такой способ позволял тиражировать отливки или соединять разнородные сюжеты в одну отливку.
Металл подводили к отливкам через литники малого сечения (круглые диаметром около 5 мм). Модели к центральному стояку прикрепляются на одинаковом расстоянии в наклонном положении (рис. 170). В опоке размещается 100 штук нательных детских крестиков, три штуки
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.