1. Описание объекта производства
Автомобиль маз 5434 лесовоз—один из многочисленных представителей семейства автомобилей с маркой МАЗ, специально сконструированный для перевозки лесоматериалов и других длинномерных грузов.
Требуемые ходовые качества автомобиля обеспечиваются мощным двигателем, многоступенчатой коробкой передач, приводом на все колеса, раздаточной коробкой с межосевым принудительно блокирующимся дифференциалом.
Наличие коробки отбора мощности, тяговой лебедки позволяет осуществлять погрузку-разгрузку прицепа-роспуска на шасси тягача, а коник с поворотным устройством, откидными стойками и натяжными тросами—перевозку различных грузов длиной до 27 м.
Перевозка прицепа-роспуска на шасси тягача улучшает экономичность автопоезда, повышает его проходимость, позволяет сократить время порожнего пробега.
Основные узлы автомобиля.
Сцепление: двухдисковое сухое фрикционное с пневматическим усилителем привода выключения сцепления.
Передаточные числа коробки передач:
1-я-7,73 2-я -5,52 3-я -3,94 4-я -2,08 5-я -1,96 6-я -1,36 7-я -1,00 8- я-0,71 задний ход- 11,78; 2,99.
Раздаточная коробка: одноступенчатая, с межосевым коническим блокирующим дифференциалом, передаточное число 1,107.
Задний мост: ведущий, состоящий из центрального конического редуктора и прямозубых колесных передач планетарного типа. Передаточное число моста-7.79
Передний мост: ведущий, с центральным редуктором и колесными передачами планетарного типа, передаточное число – 7.79.
Подвеска: передняя—листовые рессоры с телескопическими амортизаторами. Задняя—листовые полуэллиптические рессоры и стабилизатор.
Рама автомобиля: лонжероны швеллерного профиля с приклепанными поперечинами.
Колеса: бездисковые 8.5-20.
Шины: 12.00-20.
Рулевое управление: двухступенчатый механизм с винтовой передачей и зубчатой парой со встроенным распределителем, гидравлический усилитель руля.
Тормозная система: 1. рабочая тормозная система: двухконтурные пневматические тормоза, автоматически регулируемые в зависимости от нагрузки; 2. стояночный и запасной тормоз: колесные задние тормоза с приводом от пружинных энергоаккумуляторов. Привод стояночного тормоза пневматический; 3. вспомогательный тормоз: компенсационный, с проворачивающейся заслонкой в выхлопной системе.
Электрооборудование: выполнено по однопроводной схеме с минусом на массу, постоянного тока с номинальным напряжением 24 В, генератор 800 Вт переменного тока со встроенным интегральным регулятором напряжения и выпрямителем. Аккумуляторные батареи 2 шт. по 12 В емкостью 190 А.ч.
Кабина: расположена над двигателем, откидывается гидравлически на угол 60 градусов. Цельнометаллическая, двухдверная, двухместная, оборудована подрессоренными сидениями водителя и пассажира. Вентиляция кабины принудительная и естественная.
Лебедка: барабанного типа, расположена в средней части автомобиля, редуктор червячный.
Рама лесовозного оборудования: сварная, имеет кронштейн для крепления дышла прицепа-роспуска и тяговую балку с пальцами крепления тросов крестовой сцепки управления роспуском.
Коник: сварной конструкции, имеет основание и откидные стойки, шарнирно соединенные с основанием коника.
Комфортабельность: аэродинамический силуэт кабины МАЗ, комфорт и эргономика—характерные критерии совершенства его конструкции. Доступ в кабину удобен. Место водителя регулируемое, эргономической формы, отвечает требованиям в области эргономики. Эффективная вентиляция и отопление, удобно расположенные педали и приборы на панели облегчают работу водителю.
Безопасность: эффективная тормозная система, стабилизаторы поперечной устойчивости, легкое рулевое управление с гидравлическим усилителем, травмобезопасная регулируемая колонка руля, современное светотехническое оборудование обеспечивают безопасное движение в самых разных дорожных ситуациях.
Динамичность: применение мощного двигателя ЯМЗ с оптимально подобранной трансмиссией обеспечивает автомобилям высокие тягово-динамические свойства. Перевозка прицепа-роспуска на шасси тягача улучшает экономичность автопоезда, повышает проходимость, позволяет сократить время порожнего пробега.
Надежность: это свойство для автомобилей МАЗ является традиционно высоким. Оно обеспечивается тщательной конструкторской разработкой, гибкой автоматизированной системой ускоренных испытаний с последующей проверкой в эксплуатационных условиях и совершенством технологического процесса при изготовлении.
Своевременное техническое обслуживание, использование рекомендуемых заводом запасных частей обеспечивают многолетнюю эксплуатацию автомобилей при минимальных затратах.
2. Назначение сборочной единицы и обрабатываемых деталей
Крестовина 5434-2304067 и кулак шарнира 5434-2304065/068 входят в состав шарнира постоянной угловой скорости передней подвески автомобиля-тягача (лесовоза) МАЗ-5434.
Шарнир обеспечивает передачу крутящего момента и равномерное вращение колес независимо от их поворота относительно продольной оси автомобиля.
По данным ряда исследований, максимальное значение контактных давлений, возникающих на поверхностях шипов крестовины, может превышать 3000 МПа. Вследствие этого основным видом износа усталостное выкрашивание или «питтинг», заключающийся в образовании усталостных трещин, которые, развиваясь, приводят к отделению некоторых объемов металла и тем самым препятствуют дальнейшей нормальной эксплуатации узла. Большое влияние на процессы усталостного выкрашивания оказывают характер нагружения, температура, коррозионное воздействие окружающей среды, смазка, свойства тонких поверхностных слоев. Таким образом, сложные условия эксплуатации приводят к преждевременному выходу из строя крестовины. Внешними признаками, свидетельствующими об износе, являются повышенный зазор, свист в подшипнике, перегрев деталей.
Для повышения надежности шарниров конструкторами МАЗа была увеличена длина шипов крестовины. Новый игольчатый подшипник имеет повышенную точность с уменьшенным межигольным зазором. Кроме того, применено комбинированное уплотнение подшипника, показавшее хорошие результаты при стендовых испытаниях.
Для повышения износостойкости шипы крестовина упрочняют цементацией, что предусмотрено производственным техпроцессом.
Материал детали крестовина – сталь 12ХН3А. Химический состав и механические свойства приведены в таблицах 2.1, 2.2.
Таблица 2.1. Химический состав стали 12ХН3А по ГОСТ 4543-88,%
С |
Cr |
Ni |
Mn |
P и S не более |
Si |
0,09…0,14 |
0,9…1,1 |
2,75…3,1 |
0,5…0,8 |
0,045 |
0,17…0,37 |
Таблица 2.2. Механические свойства стали 12ХН3А.
sт, МПа |
sв, МПа |
d5, % |
y, % |
НВ |
686 |
931 |
11 |
55 |
156…217 |
Материал детали кулак – сталь 45Х. Химический состав и механические свойства приведены в таблицах 2.3,2.4.
Таблица 2.3. Химический состав стали 45Х по ГОСТ 4543-88,%
С |
Cr |
Ni |
Mn |
P и S не более |
Si |
0,4…0,5 |
0,3 |
0,3 |
0,5…0,8 |
0,045 |
0,17…0,37 |
Таблица 2.4. Механические свойства стали 45Х.
sт, МПа |
sв, МПа |
d5, % |
y, % |
НВ |
833 |
1029 |
9 |
40 |
156…229 |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.