История художественных отливок

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Введение

Семи, наиболее прославленным достопримечательностям древних культур человека, присвоено наименование чудес света. Два из этих легендарных чудес являются отливками. Это Колосс Родосский работы Хароса из Линдоса /бронза, 292 - 280 год до нашей эры/ (рис.1) и статуя Зевса Олимпийского в храме Зевса в Олимпии работы Фидия /золото, 430 год до нашей эры/ (рис.2).

Труд литейщика, изготавливающего уникальную отливку, по своему характеру труд творческий. Особенно это относится к отливкам, отличающимся какими-либо особыми свойствами, размерами или виртуозностью техники их литья. Таким отливкам присваивается титул “царь”.

Всем хорошо известен знаменитый царь-колокол Московского Кремля, крупнейший из колоколов, когда-либо существовавших в мире, отлитый в 1655 году из бронзы и массой 200 тонн (рис.3). Самая большая пушка в мире - царь-пушка, отлита в 1586 году, весит 40 тонн, ее калибр 890 мм.

Геродот в главе 81 четвертой книги пишет, что один из царей Скифии решил определить сколько скифов живет на свете и приказал каждому из них принести по одному бронзовому наконечнику стрелы. По свидетельству соседей, как указывает Геродот, из этих стрел был отлит огромный котел. Диаметр скифского царь-котла составлял 2.5 метра, а высота около трех метров, масса котла превышала 10 тонн. Котел был украшен характерным орнаментом, литыми фигурками животных и являлся не только предметом домашней утвари, но и литым художественным произведением.

Древнейшей отливкой, удостоенной титула “царь” по мнению А.М.Петриченко, является 100-тонная чугунная отливка царь-льва (рис.4). Царь-лев отлит в 954 году, его высота 5.5 метров, длина более 5 метров /Китай/. Между ног этой фигуры свободно проезжает телега с лошадью. Отливка пустотелая, покоится она на плите, в настоящее время глубоко осевшая в грунт [42].

Самой крупной отливкой - царь-отливкой, является литой шабот молота массой более 650 тонн, изготовленный в 1873 году в Перми. Для размещения литой формы потребовался кессон глубиной 40 метров. Вокруг было размещено 20 крупных вагранок. Заливка длилась 3 часа, остывание металла - более 4 месяцев.

Первыми металлами, с которыми познакомился человек, были самородные медь и золото. Этому способствовало то, что самородные металлы легко добывались в виде самородков и россыпях, имели невысокую, чуть выше 1000 градусов, температуру плавления и принимали необходимую форму методом холодной деформации и литья. Первыми отливками были ювелирные изделия из золота в виде различных украшений и предметов религиозного культа. Таким образом, можно утверждать, что литейное производство началось с художественного литья.

У разных народов рождение художественного литья приходилось на разные времена; у многих оно было самобытным, другие же заимствовали опыт других народов. Мнение специалистов-историков и археологов о начале производства литых изделий различно. А.М.Петриченко [42] считает, что впервые фасонное литье появилось в IV - III тысячелетиях до нашей эры одновременно и независимо в Египте, Двуречье, Индии, на территориях СНГ и других местах. В источниках [11, 31] указывается на данные археологических исследований, из которых явствует, что в Египте производство художественных отливок из золота началось 12 тысяч лет до нашей эры. Изделия из золота, относящиеся к IV тысячелетию до нашей эры найдены в Южной Месопотамии, в долине Нила, в Малой и Средней Азии. На Алтае золото добывали и перерабатывали 4.5 тысяч лет до нашей эры. Кавказским народам золотые изделия были известны за 3 тысячи лет до нашей эры.

О высоком мастерстве и художественном вкусе тогдашних мастеров Шумера свидетельствует изображение литой головы быка из золота

Похожие материалы

Информация о работе