Ответы на экзаменационные вопросы № 1-60 по курсу "Конституционное право" (Предмет и метод конституционного права. Действие Конституции РБ и порядок ее изменения)

Страницы работы

30 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Всякая наука, в том числе и наука конституционного права, использует определенные методы исследования. Среди них можно выделить следующие:

1. Диалектический метод - любые явления, в том числе правовые, нужно рассматривать в движении и развитии.

2. Метод сравнения - он наиболее эффективен при сравнении конституционного права стран с примерно равными условиями развития. Попутно отметим, что стремление создать конституцию планеты неизбежно столкнется с этим методом исследования.

3. Исследование противоречий развития конституционно-правовых норм. Известно ведь, что возникновение той или иной нормы права в первую очередь обусловлено возникновением и действием противоречий.

4.  Метод дедукции и индукции.

5.  Метод системного анализа.

6. Статистический метод, который помогает выявить эффективность действия правовых норм.

7.  Метод эксперимента.

Отметим также, что в науке конституционного права могут использоваться и другие методы. Нередко в литературе можно встретить вышеперечисленные методы под другим названием."1

Теоретической основой науки конституционного права является учение о государстве, власти, ее формах, роли народных масс и личности в истории, о понятии и сущности конституции, избирательного права, демократии, законности и т.д.

Термины «конституционное право» и «государственное право» часто считаются синонимами. Тем не менее будущему юристу следует знать, что выбор термина нередко определяется традицией, местом конституционного права в жизни общества и т.д. В частности, в англосаксонской и романской группе стран чаще используют понятие «конституционное право», в германской - "государственное" или «публичное»1 . Выбор понятия иногда определяется и тем, является ли конституция средством защиты прав человека. Видимо, не случаен тот факт, что во всех бывших социалистических странах (кроме Кубы) использовалось понятие «государственное», а не «конституционное» право.

В целом конституционное право - система норм права, регулирующих организацию государственной власти, структуру органов государства и их полномочия, правовой статус личности и другие вопросы государственного и общественного устройства.

Раздел I. Основы конституционного строя

Раздел II. Личность, общество, государство

Раздел III. Избирательная система. Референдум

Глава 1. Избирательная система

Глава 2. Референдум (народное голосование)

Раздел IV. Президент, Парламент, Правительство, суд

Глава 3.  Президент Республики Беларусь

Глава 4.  Парламент—Национальное собрание

Глава 5.  Правительство — Совет Министров Республики Беларусь

Глава 6. Суд

Раздел V. Местное управление и самоуправление Раздел VI. Прокуратура. Комитет государственного контроля

Глава 7.  Прокуратура

Глава 8.  Комитет государственного контроля

Раздел VII.Финансово-кредитная система Республики Беларусь

Раздел VIII.Действие Конституции Республики Беларусь и порядок ее изменения

Раздел IX. Заключительные и переходные положения

8.  История развития науки конституционного права. (14)

Наука конституционного права возникла значительно позднее других юридических наук. Ее образование самым тесным образом было связано с отпочкованием от философии, социологии и других наук в первой половине XIX века.

Возникновение и развитие науки конституционного права связано с именами многих выдающихся мыслителей, в том числе Б. Спинозы, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, Ж. Бодена и др., которые сформулировали многие концепции конституционного права:

-конституционализма;                                                 

-  суверенитет

-   разделения  и уравновешивания властей;       

-       естественных, неотчуждаемых прав человека и гражданина.

В XIX веке были созданы доктрины парламентаризма, правового, социального и демократического государства. Но в XIX веке в праве, в том числе конституционном, доминировала так называемая «юридическая», или «нормативистская», школа, с которой тем не менее и начиналось развитие науки государственного права как самостоятельной отрасли знания. Суть «юридической школы» заключалась в том, что государство трактовалось как чисто юридическое явление. При анализе механизма власти исследовались лишь сами юридические нормы в отрыве от политической практики. Постепенно возникло и другое направление в формировании науки конституционного права -социологическое. При анализе государственных институтов все больше исследовались не только юридические нормы, но и социально-политические факторы. Эта тенденция усилилась в XX веке. Не случайно во Франции с 1954 г. университетский курс конституционного права преобразован в курс

Похожие материалы

Информация о работе