Ориентировочно диаметр среднего участка вала определяется из условий прочности при кручении в случае пониженных допускаемых напряжений: , (мм).
(4.13)
После подстановки получаем:
мм
Назначаем мм - посадочный диаметр колеса;
Принимаем вал ступенчатой формы, диаметры участков: (рис. 4.2)
мм = 40-5=35 мм - посадочный диаметр
подшипника; - посадочный диаметр колеса
= 52,8 мм - диаметр впадин зубьев червяка
На основании
эскизного проектирования принимаем расстояние между опорами: = 345 мм
=
;
=
Выписываем все силы, действующие на вал:
=
;
=
;
= 3494 Н;
=
;
=
;
= 1573 Н;
Для валов расчет на сопротивление усталости является основным, а расчет на статическую прочность выполняется как проверочный.
Определим опорные реакции. Изображаем вал как балку на двух опорах
Найдём реакции в горизонтальной плоскости
;
имеем:
Н
(4.14)
;
имеем:
Н
(4.15)
Найдём реакции в вертикальной плоскости
;
имеем:
,
Н (4.16)
Имеем:
Н
;
имеем:
,
Н (4.17)
Подставляя значения переменных величин получаем:
Н
Определим суммарные реакции:
Н
Н
Определим изгибающие моменты
;
;
;
;
;
;
;
;
;
;
Рассчитаем эквивалентный и суммарный изгибающий моменты в опасном сечении D:
Рассчитаем необходимый диаметр вала в опасном сечении D , (мм).
(4.18)
где = 55 МПа - допускаемое напряжение при
изгибе для обеспечения не только прочности, но и достаточной жёсткости вала.
После подстановки получаем:
мм
Так как
необходимый диаметр меньше изначально принятого = 52,8
мм, то оставляем ранее принятые размеры вала.
рассчитаем момент сопротивления вала кручению
=
(4.19)
имеем:
Момент сопротивления вала изгибу рассчитывается по формуле
W =
(4.20)
подставим значения имеем:
Амплитуду и среднее значение касательных напряжений от нулевого цикла подсчитывается по выражению
=
(4.21)
после подстановки получим:
Па = 4,354 МПа
Амплитуду цикла нормальных напряжений подсчитывается по выражению
=
(4.22)
подставим значения получим:
Па = 31,77 МПа
Найдём коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям
=
(4.23)
где = 1.7
-
коэффициент концентрации касательных напряжений;
= 0,69
-
значение масштабного фактора ;
= 0.15
-
коэффициент, характеризующий чувствительность материала к асимметрии цикла
касательных напряжений;
=
= 230
МПа - предел выносливости материала вала при кручении;
получим:
Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям найдём по формуле
=
(4.24)
где = 2.3
-
коэффициент концентрации нормальных напряжений;
= 0,69
-
значение масштабного фактора ;
= 0.25
-
коэффициент, характеризующий чувствительность материала к асимметрии цикла
нормальных напряжений;
= 0;
МПа - предел выносливости материала вала
при изгибе;
имеем:
Рассчитаем результирующий коэффициент запаса прочности
(4.25)
где = 2,5...4 - требуемый запас прочности для
обеспечения прочности и жёсткости.
Отсюда имеем:
Условие (4.25) выполнено.
4.3. Расчёт 3 - го вала
Принимаем
материал вала - Сталь 45, МПа.
Ориентировочно диаметр выходного конца вала определяется из условий прочности при кручении в случае пониженных допускаемых напряжений:
мм (4.26)
Назначаем мм
Принимаем вал ступенчатой формы (рис. 4.3)
=
мм =
60+5 = 65 мм - диаметр уплотнения;
=
мм =
65+5 = 70 мм - посадочный диаметр подшипника;
=
мм =
70+5 = 75 мм - посадочный диаметр колеса принимаем
расстояние между опорами:
(4.27)
где = 8...15 мм - зазор между зубчатыми колёсами
и внутренними стенками корпуса редуктора
;
= 55...95 мм - ширина стенки корпуса в
месте установки подшипников
;
мм.
Подставим
значения
= 230 мм
Принимаем f =
= 115 мм -
;
=
Выписываем все силы, действующие на вал:
Н;
=
;
=
;
= 6617 Н;
Для валов расчет на сопротивление усталости является основным, а расчет на статическую прочность выполняется как проверочный.
Определим опорные реакции. Изображаем вал как балку на двух опорах
Определим реакции в горизонтальной плоскости
;
имеем:
Н
(4.28)
;
имеем:
Н
(4.29)
Подсчитаем реакции в вертикальной плоскости
;
имеем:
Н (4.30)
;
имеем:
Н (4.31)
Рассчитаем суммарные реакции:
Н
Н
Подсчитаем изгибающие моменты
;
;
;
;
;
;
;
;
;
Определим эквивалентный и суммарный изгибающий моменты в опасном сечении C:
Рассчитаем необходимый диаметр вала в опасном сечении C
,
мм (4.32)
где = 55 МПа - допускаемое напряжение при
изгибе для обеспечения не только прочности, но и достаточной жёсткости вала.
Подставляя значения переменных получаем:
мм
Так как
необходимый диаметр меньше изначально принятого = 75
мм, то оставляем ранее принятые размеры вала.
Момент сопротивления вала кручению рассчитывают по формуле
=
-
(4.33)
где b - ширина шпонки, м;
t - глубина впадины вала, м.
для диаметра = 75 мм имеем шпонку сечения 20
12
;
подставляя значения имеем:
-
-
Определим момент сопротивления вала изгибу
W =
-
(4.34)
получим:
-
-
Амплитуду и среднее значение касательных напряжений от нулевого цикла определим по формуле
=
(4.35)
после подстановки значений переменных получим:
Па = 12,18 МПа
Амплитуду цикла нормальных напряжений находится по выражению
=
(4.36)
подставим значения переменных получим:
Па = 19,48 МПа
Коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям находится по выражению
=
(4.37)
где = 1.5
-
коэффициент концентрации касательных напряжений;
= 0,64
-
значение масштабного фактора ;
= 0.10
-
коэффициент, характеризующий чувствительность материала к асимметрии цикла
касательных напряжений;
=
= 140
МПа - предел выносливости материала вала при кручении;
после подстановки имеем:
Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям найдём
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.