Ориентировочно диаметр среднего участка вала определяется из условий прочности при кручении в случае пониженных допускаемых напряжений: , (мм).
 (4.13)
                                                                            
 (4.13)
После подстановки получаем:
 мм
   мм           
Назначаем   мм - посадочный диаметр колеса;
 мм - посадочный диаметр колеса;
Принимаем вал ступенчатой формы, диаметры участков: (рис. 4.2)
 мм = 40-5=35 мм - посадочный диаметр
подшипника;  - посадочный диаметр колеса
 мм = 40-5=35 мм - посадочный диаметр
подшипника;  - посадочный диаметр колеса
 = 52,8 мм  - диаметр впадин зубьев червяка
 = 52,8 мм  - диаметр впадин зубьев червяка
На основании
эскизного проектирования принимаем расстояние между опорами:    = 345 мм
 = 345 мм
 =
 =  ;
;  =
 = 
Выписываем все силы, действующие на вал:
 =
 =  ;
;    =
 =  ;
;     = 3494 Н;
 = 3494 Н;               =
 =  ;
;      =
 =  ;
;       = 1573 Н;
 = 1573 Н;        
Для валов расчет на сопротивление усталости является основным, а расчет на статическую прочность выполняется как проверочный.
Определим опорные реакции. Изображаем вал как балку на двух опорах
Найдём реакции в горизонтальной плоскости
 ;
;               
имеем:
 Н                                 
(4.14)
   Н                                 
(4.14)
 ;
;               
имеем:
 Н                                 
(4.15)
   Н                                 
(4.15)
Найдём реакции в вертикальной плоскости
 ;
;               
имеем:
 , 
Н                                                  (4.16)
 , 
Н                                                  (4.16)
Имеем:
 Н
   Н             
 ;
;               
имеем:
 , 
Н                                              (4.17)
 , 
Н                                              (4.17)
Подставляя значения переменных величин получаем:
 Н
   Н         
Определим суммарные реакции:
 Н
  Н
 Н
  Н
Определим изгибающие моменты
 ;
;            
   ;
;               
   ;
;        ;
;           
 ;
;            
   ;
;               
   ;
;             
   ;
;     
   ;
;     ;
;           
Рассчитаем эквивалентный и суммарный изгибающий моменты в опасном сечении D:
 
  
 
  
Рассчитаем необходимый диаметр вала в опасном сечении D , (мм).
 (4.18)
                                                                        
 (4.18)
где        = 55 МПа - допускаемое напряжение при
изгибе для обеспечения не только прочности, но и достаточной жёсткости вала.
 = 55 МПа - допускаемое напряжение при
изгибе для обеспечения не только прочности, но и достаточной жёсткости вала. 
После подстановки получаем:
 мм
   мм     
Так как
необходимый диаметр меньше  изначально принятого  = 52,8
мм, то оставляем ранее принятые размеры вала.
 = 52,8
мм, то оставляем ранее принятые размеры вала.
рассчитаем момент сопротивления вала кручению
 =
 =  (4.19)
                                                                                  (4.19)
имеем:
 
  
Момент сопротивления вала изгибу рассчитывается по формуле
W =
 (4.20)
                                                                                  (4.20)
подставим значения имеем:
 
  
Амплитуду и среднее значение касательных напряжений от нулевого цикла подсчитывается по выражению
 
  
  =
 =
 (4.21)
                                                                              (4.21)
после подстановки получим:
 
  
  Па = 4,354  МПа
 
Па = 4,354  МПа
Амплитуду цикла нормальных напряжений подсчитывается по выражению
 =
 =  (4.22)
                                                                                  (4.22)
подставим значения получим:
 Па = 31,77  МПа
  Па = 31,77  МПа
Найдём коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям
 =
 =  (4.23)
                                                                          (4.23)
где        = 1.7
 = 1.7   -
коэффициент концентрации касательных напряжений;
 -
коэффициент концентрации касательных напряжений;
 = 0,69
 = 0,69   -
значение масштабного фактора ;
 -
значение масштабного фактора ;
 = 0.15
 = 0.15   -
коэффициент, характеризующий чувствительность материала к асимметрии цикла
касательных напряжений;
 -
коэффициент, характеризующий чувствительность материала к асимметрии цикла
касательных напряжений;
 =
 =  = 230 
МПа - предел выносливости материала вала при кручении;
 = 230 
МПа - предел выносливости материала вала при кручении;
получим:
 
 
Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям найдём по формуле
 =
 =  (4.24)
                                                                          (4.24)
где        = 2.3
 = 2.3   -
коэффициент концентрации нормальных напряжений;
 -
коэффициент концентрации нормальных напряжений;
 = 0,69
 = 0,69   -
значение масштабного фактора ;
 -
значение масштабного фактора ;
 = 0.25
 = 0.25   -
коэффициент, характеризующий чувствительность материала к асимметрии цикла
нормальных напряжений;
 -
коэффициент, характеризующий чувствительность материала к асимметрии цикла
нормальных напряжений;
 = 0;
 = 0;
 МПа - предел выносливости материала вала
при изгибе;
  МПа - предел выносливости материала вала
при изгибе;
имеем:
 
 
Рассчитаем результирующий коэффициент запаса прочности
 
  (4.25)
                                                                        
 (4.25)
где        = 2,5...4 - требуемый запас прочности для
обеспечения прочности и жёсткости.
 = 2,5...4 - требуемый запас прочности для
обеспечения прочности и жёсткости.
Отсюда имеем:
 
               
Условие (4.25) выполнено.
4.3. Расчёт 3 - го вала
Принимаем  
материал вала - Сталь 45,  МПа.
 МПа. 
Ориентировочно диаметр выходного конца вала определяется из условий прочности при кручении в случае пониженных допускаемых напряжений:
 мм                                                      (4.26)
  
мм                                                      (4.26)
Назначаем   мм
 мм
Принимаем вал ступенчатой формы (рис. 4.3)
 =
 =   мм =
60+5 = 65 мм -  диаметр уплотнения;
 мм =
60+5 = 65 мм -  диаметр уплотнения;
 =
 =   мм =
65+5 = 70 мм - посадочный диаметр подшипника;
 мм =
65+5 = 70 мм - посадочный диаметр подшипника;
 =
 =  мм =
70+5 = 75 мм - посадочный диаметр колеса принимаем
расстояние между опорами:
 мм =
70+5 = 75 мм - посадочный диаметр колеса принимаем
расстояние между опорами:
 
  
  (4.27)
                                                                        
 (4.27)
где        = 8...15 мм - зазор между зубчатыми колёсами
и внутренними стенками корпуса редуктора
 = 8...15 мм - зазор между зубчатыми колёсами
и внутренними стенками корпуса редуктора  ;
;
 = 55...95 мм - ширина стенки корпуса в
месте установки подшипников
 = 55...95 мм - ширина стенки корпуса в
месте установки подшипников  ;
;
 мм.
 мм.
Подставим
значения              
  
  = 230 мм
 = 230 мм
Принимаем f =
 = 115 мм -
 = 115 мм -  ;
;  =
 = 
Выписываем все силы, действующие на вал:
 
  
  Н;
 Н; 
           =
 =  ;
;    =
 =  ;
;     = 6617 Н;
 = 6617 Н;              
Для валов расчет на сопротивление усталости является основным, а расчет на статическую прочность выполняется как проверочный.
Определим опорные реакции. Изображаем вал как балку на двух опорах
Определим реакции в горизонтальной плоскости
 ;
;               
имеем:
 Н                                 
(4.28)
   Н                                 
(4.28)
 ;
;               
имеем:
 Н                                 
(4.29)
   Н                                 
(4.29)
Подсчитаем реакции в вертикальной плоскости
 ;
;               
имеем:
 Н                                      (4.30)
   Н                                      (4.30)
 ;
;               
имеем:
 Н                              (4.31)
   Н                              (4.31)
Рассчитаем суммарные реакции:
 Н
  Н
 Н
  Н
Подсчитаем изгибающие моменты
 ;
;            
   ;
;               
   ;
;      ;
;           
 ;
;            ;
;            
   ;
;               
   ;
;    ;
;           
Определим эквивалентный и суммарный изгибающий моменты в опасном сечении C:
 
  
 
  
Рассчитаем необходимый диаметр вала в опасном сечении C
 , 
мм                                                                      (4.32)
 , 
мм                                                                      (4.32)
где        = 55 МПа - допускаемое напряжение при
изгибе для обеспечения не только прочности, но и достаточной жёсткости вала.
 = 55 МПа - допускаемое напряжение при
изгибе для обеспечения не только прочности, но и достаточной жёсткости вала. 
Подставляя значения переменных получаем:
 мм
   мм       
Так как
необходимый диаметр меньше  изначально принятого  = 75
мм, то оставляем ранее принятые размеры вала.
 = 75
мм, то оставляем ранее принятые размеры вала.
Момент сопротивления вала кручению рассчитывают по формуле
 =
 =  -
 -  (4.33)
                                                                      (4.33)
где b - ширина шпонки, м;
t - глубина впадины вала, м.
для диаметра  = 75 мм имеем  шпонку  сечения 20
 = 75 мм имеем  шпонку  сечения 20  12
 12   ;
;
подставляя значения имеем:
 -
 -  
  -
 -  
  
  
Определим момент сопротивления вала изгибу
W =
 -
 -  (4.34)
                                                                      (4.34)
получим:
 -
 -  
  -
 -  
  
  
Амплитуду и среднее значение касательных напряжений от нулевого цикла определим по формуле
 
  
  =
 =
 (4.35)
                                                                              (4.35)
после подстановки значений переменных получим:
 
  
  Па = 12,18  МПа
 
Па = 12,18  МПа
Амплитуду цикла нормальных напряжений находится по выражению
 =
 =  (4.36)
                                                                                  (4.36)
подставим значения переменных получим:
 Па = 19,48  МПа
  Па = 19,48  МПа
Коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям находится по выражению
 =
 =  (4.37)
                                                                          (4.37)
где        = 1.5
 = 1.5   -
коэффициент концентрации касательных напряжений;
 -
коэффициент концентрации касательных напряжений;
 = 0,64
 = 0,64   -
значение масштабного фактора ;
 -
значение масштабного фактора ;
 = 0.10
 = 0.10   -
коэффициент, характеризующий чувствительность материала к асимметрии цикла
касательных напряжений;
 -
коэффициент, характеризующий чувствительность материала к асимметрии цикла
касательных напряжений;
 =
 =  = 140 
МПа - предел выносливости материала вала при кручении;
 = 140 
МПа - предел выносливости материала вала при кручении;
после подстановки имеем:
 
 
Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям найдём
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.