Ориентировочно диаметр среднего участка вала определяется из условий прочности при кручении в случае пониженных допускаемых напряжений: , (мм).
(4.13)
После подстановки получаем:
мм
Назначаем мм - посадочный диаметр колеса;
Принимаем вал ступенчатой формы, диаметры участков: (рис. 4.2)
мм = 40-5=35 мм - посадочный диаметр подшипника; - посадочный диаметр колеса
= 52,8 мм - диаметр впадин зубьев червяка
На основании эскизного проектирования принимаем расстояние между опорами: = 345 мм
= ; =
Выписываем все силы, действующие на вал:
= ; = ; = 3494 Н; = ; = ; = 1573 Н;
Для валов расчет на сопротивление усталости является основным, а расчет на статическую прочность выполняется как проверочный.
Определим опорные реакции. Изображаем вал как балку на двух опорах
Найдём реакции в горизонтальной плоскости
;
имеем:
Н (4.14)
;
имеем:
Н (4.15)
Найдём реакции в вертикальной плоскости
;
имеем:
, Н (4.16)
Имеем:
Н
;
имеем:
, Н (4.17)
Подставляя значения переменных величин получаем:
Н
Определим суммарные реакции:
Н
Н
Определим изгибающие моменты
; ; ; ;
; ; ; ; ; ;
Рассчитаем эквивалентный и суммарный изгибающий моменты в опасном сечении D:
Рассчитаем необходимый диаметр вала в опасном сечении D , (мм).
(4.18)
где = 55 МПа - допускаемое напряжение при изгибе для обеспечения не только прочности, но и достаточной жёсткости вала.
После подстановки получаем:
мм
Так как необходимый диаметр меньше изначально принятого = 52,8 мм, то оставляем ранее принятые размеры вала.
рассчитаем момент сопротивления вала кручению
= (4.19)
имеем:
Момент сопротивления вала изгибу рассчитывается по формуле
W = (4.20)
подставим значения имеем:
Амплитуду и среднее значение касательных напряжений от нулевого цикла подсчитывается по выражению
= (4.21)
после подстановки получим:
Па = 4,354 МПа
Амплитуду цикла нормальных напряжений подсчитывается по выражению
= (4.22)
подставим значения получим:
Па = 31,77 МПа
Найдём коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям
= (4.23)
где = 1.7 - коэффициент концентрации касательных напряжений;
= 0,69 - значение масштабного фактора ;
= 0.15 - коэффициент, характеризующий чувствительность материала к асимметрии цикла касательных напряжений;
= = 230 МПа - предел выносливости материала вала при кручении;
получим:
Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям найдём по формуле
= (4.24)
где = 2.3 - коэффициент концентрации нормальных напряжений;
= 0,69 - значение масштабного фактора ;
= 0.25 - коэффициент, характеризующий чувствительность материала к асимметрии цикла нормальных напряжений;
= 0;
МПа - предел выносливости материала вала при изгибе;
имеем:
Рассчитаем результирующий коэффициент запаса прочности
(4.25)
где = 2,5...4 - требуемый запас прочности для обеспечения прочности и жёсткости.
Отсюда имеем:
Условие (4.25) выполнено.
4.3. Расчёт 3 - го вала
Принимаем материал вала - Сталь 45, МПа.
Ориентировочно диаметр выходного конца вала определяется из условий прочности при кручении в случае пониженных допускаемых напряжений:
мм (4.26)
Назначаем мм
Принимаем вал ступенчатой формы (рис. 4.3)
= мм = 60+5 = 65 мм - диаметр уплотнения;
= мм = 65+5 = 70 мм - посадочный диаметр подшипника;
= мм = 70+5 = 75 мм - посадочный диаметр колеса принимаем расстояние между опорами:
(4.27)
где = 8...15 мм - зазор между зубчатыми колёсами и внутренними стенками корпуса редуктора ;
= 55...95 мм - ширина стенки корпуса в месте установки подшипников ;
мм.
Подставим значения = 230 мм
Принимаем f = = 115 мм - ; =
Выписываем все силы, действующие на вал:
Н; = ; = ; = 6617 Н;
Для валов расчет на сопротивление усталости является основным, а расчет на статическую прочность выполняется как проверочный.
Определим опорные реакции. Изображаем вал как балку на двух опорах
Определим реакции в горизонтальной плоскости
;
имеем:
Н (4.28)
;
имеем:
Н (4.29)
Подсчитаем реакции в вертикальной плоскости
;
имеем:
Н (4.30)
;
имеем:
Н (4.31)
Рассчитаем суммарные реакции:
Н
Н
Подсчитаем изгибающие моменты
; ; ; ;
; ; ; ; ;
Определим эквивалентный и суммарный изгибающий моменты в опасном сечении C:
Рассчитаем необходимый диаметр вала в опасном сечении C
, мм (4.32)
где = 55 МПа - допускаемое напряжение при изгибе для обеспечения не только прочности, но и достаточной жёсткости вала.
Подставляя значения переменных получаем:
мм
Так как необходимый диаметр меньше изначально принятого = 75 мм, то оставляем ранее принятые размеры вала.
Момент сопротивления вала кручению рассчитывают по формуле
= - (4.33)
где b - ширина шпонки, м;
t - глубина впадины вала, м.
для диаметра = 75 мм имеем шпонку сечения 20 12 ;
подставляя значения имеем:
- -
Определим момент сопротивления вала изгибу
W = - (4.34)
получим:
- -
Амплитуду и среднее значение касательных напряжений от нулевого цикла определим по формуле
= (4.35)
после подстановки значений переменных получим:
Па = 12,18 МПа
Амплитуду цикла нормальных напряжений находится по выражению
= (4.36)
подставим значения переменных получим:
Па = 19,48 МПа
Коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям находится по выражению
= (4.37)
где = 1.5 - коэффициент концентрации касательных напряжений;
= 0,64 - значение масштабного фактора ;
= 0.10 - коэффициент, характеризующий чувствительность материала к асимметрии цикла касательных напряжений;
= = 140 МПа - предел выносливости материала вала при кручении;
после подстановки имеем:
Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям найдём
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.