Пути выхода из кризисной ситуации в отечественном судостроении и судоходстве

Страницы работы

Содержание работы

Содержание.

1. Введение………………………………………………………………………2

2. История создания……………………………………………………………..3

3. Характеристики судна………………………………………………………..5

4. Заключение……………………………………………………………………11

Введение.

Парадоксальность сегодняшнего состояния судостроения и судоходства России состоит в том, что, несмотря на явное недоиспользование мощностей заводов, судов для соотечественников строится крайне мало, а имеющийся флот продолжает стареть как физически, так и морально. Мы стоим перед выбором - перевозить грузы, ориентированные на наши же порты, чужим зафрахтованным тоннажем и тем самым отдавать другим потенциальный доход или найти нетривиальный выход из создавшейся ситуации. История мирового судостроения знает примеры подобных решений.

Целью реферата является попытка обосновать возможный путь выхода из кризисной ситуации в отечественном судостроении и судоходстве на основе анализа (уроков) имеющегося опыта постройки так называемых «стандартных» судов типа «Либерти» (он же американский проект ЕС-2 времен второй мировой войны).

История создания.

Корни идеи создания «стандартных» судов следует искать среди продукции английской промышленности периода «Великой депрессии», когда занятость среди местных судостроителей упала по сравнению с первой мировой войной в четыре раза, а флот почти двухмиллионного тоннажа простаивал без работы. В таких условиях частные инвестиции в судоходство, даже при наличии свободных денег, были минимальны. Безусловно, это не устраивало судостроителей, которые провели собственные исследования по определению основных характеристик и обводов судов, а также поиск экономичных двигателей для скоростей 9- 12 уз с минимальными расходом топлива и эксплуатационными издержками.

Для корабельной науки сегодняшнего дня такие исследования представляются обычным явлением, но тогда это был реальный прорыв. В те времена форму корпуса нового судна получали исключительно на основе аффинного преобразования обводов судов-прототипов, которые хорошо себя зарекомендовали в эксплуатации. До этого выбор обводов осуществлялся «на глазок», интуитивно, и испытания моделей будущих торговых судов в бассейнах проводили крайне редко. «Великая депрессия» кардинально изменила подход и судостроителей, и судовладельцев специалисты - всерьез обратили внимание на расход топлива. Главную роль в этом процессе сыграла британская National Physical Laboratoгy, имевшая для решения поставленной задачи и кадры, и экспериментальное оборудование.

Впервые особое внимание уделялось обоснованию размеров и формы движителей, созданию крейсерской кормы, обеспечивавшей оптимальное обтекание винтов, повышению пропульсивного коэффициента. Специально исследовались рули и их влияние на расход топлива.  

В конце лета 1940 г. правительство Великобритании приняло решение о сосредоточении усилий собственных верфей на строительстве боевых кораблей и о переносе строительства транспортных судов в Канаду и США. Общее руководство по созданию нового транспортного флота осуществлял известный кораблестроитель Амос Л. Эйри.

Главным прототипом для серии новых судов послужило сухогрузное судно английской постройки «Сандерленд» типа «Empire Liberty». Проект был разработан верфью North Sands Shipyaгd компании J. L. Thompson & Sons, Ltd на основе довоенного проекта судна «Dorington Curt» дедвейтом 91 00т, скоростью 10 уз и расходом топлива 16 - 17 т/сут, но отличался большим дедвейтом, несколько меньшей шириной, большей осадкой и увеличенным коэффициентом полноты. Кроме того (с учетом требований военного времени), сократили номенклатуру используемого проката и диаметров труб, особое внимание уделили делению судна на отсеки. Увеличение осадки на 460мм привело к подкреплениям набора, поперечные переборки были доведены до верхней палубы (прототип был шельтердечным судном). Также провели модельные испытания и уточнили характеристики гребного винта.

Суда новой серии строились в Великобритании (в Сандерленде, Глазго, Вестхартлепуле - в названии присутствовало слово «Empire»), а также в Канаде, где до конца войны были построены 354 судна серий «Fort» (для Великобритании) и «Park» (для Канады). Средняя продолжительность выполнения одного заказа составляла 14 недель. В конце 1940г. группа британских специалистов под руководством Роберта Томпсона привезла в США чертежи «Empire Liberty». На основе этой документации на верфях США приступили к постройке 60 судов типа «Осеаn Vanguard» - прямых прототипов собственно американских судов типа ЕС-2.

Основные характеристики судов типа «Empire Liberty» и «Осеаn Vanguard» были практически одинаковы, включая размерения, общее расположение, архитектурноконструктивный тип, мощность главных механизмов и скорость. Главным отличием был метод изготовления корпусных конструкций, так как английские суда строились в основном с применением клепки, а американские - сварки, что позволяло экономить на каждом корпусе до 600 т стали и существенно ускоряло постройку.

Похожие материалы

Информация о работе