Психологический анамнез может быть построен по следующей
схеме:
- Основные сведения о ребёнке и его семье: дата
рождения и точный возраст на момент обследования; полный состав семьи с
указанием возраста, образования и характера работы всех членов семьи, а также
родственников и других лиц, участвующих в воспитании ребёнка; изменения в
составе семьи с момента рождения ребёнка; общие сведения о жилищных,
материальных и бытовых условиях жизни семьи; учреждения и их специфика, в
которые ребёнок помещался в течении жизни: ясли, детский сад, интернат,
стационар и др.
- Особенности перинатального периода развития
ребёнка: характер протекания беременности и родов, как в физическом, так и
в психологическом плане; наличие хронических заболеваний родителей,
генетических предрасположенностей; отмечается отношение родителей к
беременности и ребёнку.
- Состояние здоровья ребёнка на момент обследования
наличие каких-либо заболеваний, травм, в том числе перенесенных ранее;
случаи госпитализации; постановка на учёт у различных специалистов.
- Развитие в младенчестве и раннем детстве:
особенности раннего моторного и психоэмоционального развития; особенности
поведения и состояний на первом году жизни: условия засыпания, длительного
сна, общий эмоциональный тон и т.д.; развитие речи, навыков
самообслуживания; отношение к близким и незнакомым взрослым; наличие
«страхов* раннего возраста; выявление сроков моторного развития (сроки
возникновения новых моторных навыков), их последовательности, наличие
периода ползания и сроки его возникновения; анализ эмоциональных реакций,
особенностей игровых действий.
- Развитие в дошкольном возрасте: основные
характеристики физического познавательного, речевого, эмоционального и
моторного развития; ведущая рука; особенности характера, активность,
инициативность; особенности протекания «кризиса 3 лет»; адаптация к
детским учреждениям; особенности игры в целом как ведущей деятельности
этого возраста; отношения со сверстниками и взрослыми; предпочитаемые
занятия; ранее проявление способностей к рисованию, музыке и т.д.,
готовность к школьному обучению к концу дошкольного возраста.
- Развитие в младшем школьном возрасте: отмечается
возраст поступления в школу; тип учебного заведения; смена школы и её
причина; готовность к школе: физическая, психологическая; особенности
выполнения домашних заданий; наличие предпочитаемых учебных предметов;
отношения в классе с одноклассниками и учителями; особенности изменений
отношений с родителями; наиболее типичные конфликты; наличие внешкольных
занятий, круг общения; степень самостоятельности и обязанности по дому;
место игр, телевидения и других занятий в досуге ребёнка.
- Развитие в предподростковом и подростковом возрасте:
физическое развитие (акселерация, ретардация в физическом и половом
развитии); особенности перехода к среднему звену школы; успеваемость;
особенности тенденции к самостоятельности и взрослости; отношения с
родителями, сверстниками, учителями; изменения в поведении и интересах;
особенности организации досуга, реакции группирования.
- Дополнительная информация.
При составлении психологического
анамнеза главным образом необходимо обращать внимание не только на объективные
условия и обстоятельства жизни ребёнка, но и на степень и характер их влияния
на него. То есть необходимо приложить усилия для выяснения реакций ребёнка,
характер его переживаний, особенности эмоционального отношения к ним. Особое
внимание необходимо уделять негативным обстоятельствам: стрессовым ситуациям и
факторам риска в отношении различных сторон психического развития ребёнка.