Схема составления психологического анамнеза

Страницы работы

Содержание работы

Психологический анамнез может быть построен по следующей схеме:

  1. Основные сведения о ребёнке и его семье: дата рождения и точный возраст на момент обследования; полный состав семьи с указанием возраста, образования и характера работы всех членов семьи, а также родственников и других лиц, участвующих в воспитании ребёнка; изменения в составе семьи с момента рождения ребёнка; общие сведения о жилищных, материальных и бытовых условиях жизни семьи; учреждения и их специфика, в которые ребёнок помещался в течении жизни: ясли, детский сад, интернат, стационар и др.
  2. Особенности перинатального периода развития ребёнка: характер протекания беременности и родов, как в физическом, так и в психологическом плане; наличие хронических заболеваний родителей, генетических предрасположенностей; отмечается отношение родителей к беременности и ребёнку.
  3. Состояние здоровья ребёнка на момент обследования наличие каких-либо заболеваний, травм, в том числе перенесенных ранее; случаи госпитализации; постановка на учёт у различных специалистов.
  4. Развитие в младенчестве и раннем детстве: особенности раннего моторного и психоэмоционального развития; особенности поведения и состояний на первом году жизни: условия засыпания, длительного сна, общий эмоциональный тон и т.д.; развитие речи, навыков самообслуживания; отношение к близким и незнакомым взрослым; наличие «страхов* раннего возраста; выявление сроков моторного развития (сроки возникновения новых моторных навыков), их последовательности, наличие периода ползания и сроки его возникновения; анализ эмоциональных  реакций, особенностей игровых действий.
  5. Развитие в дошкольном возрасте: основные характеристики физического познавательного, речевого, эмоционального и моторного развития; ведущая рука; особенности характера, активность, инициативность; особенности протекания «кризиса 3 лет»; адаптация к детским учреждениям; особенности игры в целом как ведущей деятельности этого возраста; отношения со сверстниками и взрослыми; предпочитаемые занятия; ранее проявление способностей к рисованию, музыке и т.д., готовность к школьному обучению к концу дошкольного возраста.
  6. Развитие в младшем школьном возрасте: отмечается возраст поступления в школу; тип учебного заведения; смена школы и её причина; готовность к школе: физическая, психологическая; особенности выполнения домашних заданий; наличие предпочитаемых учебных предметов; отношения в классе с одноклассниками и учителями; особенности изменений отношений с родителями; наиболее типичные конфликты; наличие внешкольных занятий, круг общения; степень самостоятельности и обязанности по дому; место игр, телевидения и других занятий в досуге ребёнка.
  7. Развитие в предподростковом и подростковом возрасте: физическое развитие (акселерация, ретардация в физическом и половом развитии); особенности перехода к среднему звену школы; успеваемость; особенности тенденции к самостоятельности и взрослости; отношения с родителями, сверстниками, учителями; изменения в поведении и интересах; особенности организации досуга, реакции группирования.
  8. Дополнительная информация.

При составлении психологического анамнеза главным образом необходимо обращать внимание не только на объективные условия и обстоятельства жизни ребёнка, но и на степень и характер их влияния на него. То есть необходимо приложить усилия для выяснения реакций ребёнка, характер его переживаний, особенности эмоционального отношения к ним. Особое внимание необходимо уделять негативным обстоятельствам: стрессовым ситуациям и факторам риска в отношении различных сторон психического развития ребёнка.

Похожие материалы

Информация о работе