Санкт-Петербургский Государственный Институт
Психологии и Социальной Работы
Факультет психолого-социальной работы
«Организация, управление и администрирование в социальной работе, ч.2»
г.Санкт-Петербург
2007
ЧАСТЬ II "УПРАВЛЕНИЕ В СОЦИАЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ"
1. Содержание дисциплины
МОДУЛЬ 1. Основы теории организации
Введение: Введение в проблематику
Тема 1.1. Сущность организаций как социальных систем
Основные понятия, используемые для описания социальных систем. Сущность социальных систем. Легитимные социальные системы (организации). Факторы внешней среды, влияющие на функционирование и развитие социальной системы. Принципы организации социальных систем.
Учреждения социальной работы как социальные системы: общая характеристика и специфические особенности.
МОДУЛЬ 2. Технологии управления в социальной организации по функциям
Введение: Понятие «технология управления». Специфика функций управления в социальной организации. Проблема демократизации управления в социальной организации.
Тема 2.1. Прогнозирование как функция управления социальной работой
Понятие прогнозирования. Методы прогнозирования: моделирование, экстраполяция, экспертных оценок (метод «Дельфи»), сценариев; технологии их применения.
Место и значение прогнозирования в системе социальной работы. Диагностика социальных проблем как метод прогнозирования: понятие, компоненты, средства. Факторы, влияющие на прогнозные оценки.
Тема 2.2. Целеполагание как основа организации управленческой деятельности в социальной работе
Целеполагание: общие понятия; предназначение. Внешние и внутренние (имманентные) цели. Факторы операциональности целей. Явление «смещения целей»: суть, формы.
Алгоритм построения «дерева» целей в учреждениях социальной работы.
Стандартный набор функций органов социальной защиты населения. Права и обязанности социальных работников. Профессиограмма специалистов социальной работы.
Организация труда в социальных учреждениях. Типовое положение учреждения социальной работы. Структура учреждения и виды управленческих структур социальных учреждений. Типовая структура ЦСО. Недостатки иерархических (патриархальных) структур управления. Современные оргструктуры в социальной сфере: достоинства и недостатки, возможности использования в российской практике.
Основные внутриорганизационные документы и алгоритм их разработки.
Тема 2.3. Планирование в социальной работе
Планирование: общее понятие; виды планов; методы перспективного и текущего планирования. Проектирование, программирование и планирование в системе социальной работы. Программно-целевое управление в системе социальной работы (ПЦУ). Виды проектов и программ. Основные и обеспечивающие виды работ при разработке и реализации социальных проектов. Комплексные планы совершенствования системы управления (организационное планирование). Организационное и экономическое планирование
Тема 2.4. Организация и администрирование как функции управления
Организация (организовывание): общее понятие; виды организационной работы. Методы создания организации: нормативно-функциональный, целевой, информационно-технологический, блочный. Реорганизации: понятия, виды.
Администрирование: понятие, виды работ. Особенности распорядительской деятельности менеджера в социальном учреждении. Условия обеспечения эффективной распорядительной деятельности.
Тема 2.5. Создание эффективной системы мотивации и стимулирования в учреждениях социальной работы
Понятия «мотив», «стимул», «мотивация», «стимулирование». Содержательные и процессные теоретические модели, описывающие потребности и механизмы мотивации. Сфера мотивации работников. Законы человеческого поведения.
Индивидуальные и коллективные методы стимулирования. Методы изучения влияния мотивации и стимулирования. Стимулирование и мотивация в учреждениях социальной работы: возможности улучшения.
Организация системы оплаты труда: виды систем и их эффективность. Определение заработной платы и льгот социальных работников.
Тема 2.6. Выработка и принятие управленческих решений
Выработка и принятие управленческого решения: общее понятие, классификация. Методы выработки управленческих решений. Проблема вовлечения подчиненных в процесс выработки управленческих решений в социальных учреждениях (проблема демократизации управления). Компоненты управленческого решения. Этапы выработки и принятия управленческих решений. Общие требования к решению. Практические рекомендации для выработки оптимального решения.
Координация деятельности специалистов социальных учреждений как механизм реализации управленческих решений.
Тема 2.7. Контроль в управлении социальной работой
Контроль: суть управленческой функции контроля. Этапы работы системы контроля. Классификация видов контроля. Виды внешнего и внутреннего контроля. Рекомендации по созданию эффективной системы контроля. Контроль в учреждениях социальной работы.
Система контроля и стиль управления в организации. Альтернативные стратегии как основа формирования стиля управления. Гибкий стиль управления в социальной организации.
Тема 2.8. Конфликты и стрессы в социальной системе и пути их преодоления
Понятие конфликта. Субъективные и объективные причины конфликтов. Основные причины организационных конфликтов.
Организационные методы разрешения конфликтов: разведение
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.