Рабочая программа дисциплины «Информатика» (Структура и содержание дисциплины. Перечень теоретических вопросов, выносимых на экзамен)

Страницы работы

35 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

основных определений и простейших примеров и переходя в дальнейшем к более сложным вопросам и задачам.

1.3. Роль и место дисциплины в структуре реализуемой

образовательной программы

Роль дисциплины заключается в получении студентами знаний, необходимых как для дальнейшего обучения по данной специальности, так и для применения их в профессиональной деятельности уже закончивших обучение специалистов.

Перечень дисциплин и разделов (тем), усвоение которых необходимо для изучения дисциплины «Информатика», представлен в таблице 1.

Дисциплина «Информатика» относится к циклу математических и естественнонаучныхдисциплин. В связи с быстрым развитием новейших информационных технологий и широким внедрением инновационных технологий в сферу образования, дисциплина «Информатика» становится ключевой для успешного освоения студентом образовательной программы.

Таблица 1

Перечень дисциплин, обеспечивающих дисциплину

«Информатика»

Наименование

дисциплины

Семестр

Наименование раздела

(темы)

Основные определения, теоремы формулы и т.д.

1

2

3

4

Математика

1-3

Алгебра матриц; Векторная алгебра.

Решение уравнений.

Дифференциальное и интегральное исчисление.

Дискретная математика.

Умножение, сложение, транспонирование матриц.

Решение алгебраических трансцендентных уравнений и систем.

Методы численного интегрирования и дифференцирования.

Логические исчисления, графы, теория алгоритмов, языки и грамматики.


1.4. Объемы учебной работы и предусмотренные рабочими

учебными планами реализуемой образовательной

программы формы аттестации ее результатов

Объемы учебной работы по дисциплине «Информатика», выраженные в академических часах и зачетных единицах, представлены для специальности «Судовые энергетические установки» в таблице 2.1 и  «Тепловые электрические станции» в таблице 2.2.

Таблица 2.1

Характеристика трудоемкости дисциплины для специальности «Судовые энергетические установки»

Виды учебной работы

Сем.

Объемы учебной работы

(в семестре / в неделю), ч

Объемы учебной работы в зач. ед.

Ауд.

занятия

Самост.

работа

Всего

1

2

3

4

5

6

1. Предусмотренный рабочим учебным планом объем изучения дисциплины в семестре:

– всего

– в т.ч. по семестрам

-

1

2

3

153/9

68/4

51/3

34/2

47/2,8

21/1,2

16/0,9

10/0,7

200/11,8

89/5,2

67/3,9

44/2,7

5,5

2.5

2

1

2. По видам аудиторных занятий:

– лекции

– лабораторные занятия

1

1

2

3

17/1

51/3

51/3

34/2

17/1

51/3

51/3

34/2

0,5

1,5

1,5

1

3. Аттестация по дисциплине:

– экзамен

– зачеты

1

2

3

36

1

4. Итого объем дисциплины (запись в зачетную книжку):

– экзамен

– зачеты

1

2

3

89

67

44

2,5

2

1

5. Итого трудоемкость дисциплины

236

6,5


Таблица 2.2

Характеристика трудоемкости дисциплины для специальности «Тепловые электрические станции»

Виды учебной работы

Сем.

Объемы учебной работы

(в семестре / в неделю), ч

Объемы учебной работы в зач. ед.

Ауд.

занятия

Самост.

работа

Всего

1

2

3

4

5

6

1. Предусмотренный рабочим учебным планом объем изучения дисциплины в семестре:

– всего

– в т.ч. по семестрам

-

1

2

3

153/9

68/4

51/3

34/2

47/2,8

21/1,2

16/0,9

10/0,7

200/11,8

89/5,2

67/3,9

44/2,7

5,5

2.5

2

1

2. По видам аудиторных занятий:

– лекции

– лабораторные занятия

1

1

2

3

17/1

51/3

51/3

34/2

17/1

51/3

51/3

34/2

0,5

1,5

1,5

1

3. Аттестация по дисциплине:

– экзамен

– зачеты

3

1

2

36

1

4. Итого объем дисциплины (запись в зачетную книжку):

– экзамен

– зачеты

1

2

3

89

67

44

2,5

2

1

5. Итого трудоемкость дисциплины

236

6,5

2. Структура и содержание дисциплины

Структурная схема дисциплины «Информатика» с указанием основных тем и вопросов, рассматриваемых в рамках каждой темы, представлена в таблице 3.


Таблица 3

Структурная схема дисциплины

Номер

темы

Наименование

темы

Содержание

1

Введение

Предмет и задачи курса. Понятие информации. Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации.

2

Технические средства

Принципы хранения и обработки данных. Элементы ЭВМ и их назначение. Представление данных на носителях информации. Локальные и глобальные сети.

3

Операционные системы

Файловая система (структура, обслуживание, архивация). Обзор ОС – Windows, Unix, OS/2. Основные возможности Windows (организация удобного окружения, запуск приложений, переключение между задачами, окна). Windows API. Многозадачность.

4

Пакеты программ для инженеров

Обзор существующих пакетов программ для автоматизации решения инженерных задач и оформления инженерной документации (MS Office, MathCAD, MathLab, AutoCAD, T-Flex, SolidAdge). Назначение, возможности, требования к аппаратному обеспечению.

5

MathCAD

MathCAD - интегрированная система автоматизации математических и инженерно-технических расчетов. Интерфейс, главное меню системы. Управление окнами. Работа с файлами. Операторы и функции системы MathCAD. Вычисления. Графические возможности (графики в декартовых и полярных координатах, графики поверхностей). Численное дифференцирование и интегрирование. Решение уравнений и систем уравнений. Интерполяция. Аппроксимация. Решение дифференциальных уравнений.

6

Основы алгоритмизации

Этапы подготовки задач для решения на ЭВМ. Алгоритм и способы его описания. Оформление алгоритма в соответствии с ЕСКД. Алгоритмы линейной, разветвленной, циклической структуры.

7

Delphi

Система Delphi. Окна. Главное меню. Создание консольных программ и программ с графическим интерфейсом. Лексические основы языка Pascal. Структура программы. Комментарии. Оператор присваивания. Операторы ввода/вывода (консольные и файловые). Оператор безусловного перехода. Условные операторы. Операторы цикла. Типовые алгоритмы обработки массивов.


3. Календарный график изучения дисциплины

3.1. Лекции

Лекция – вид аудиторного занятия, цель которого состоит в рассмотрении теоретических и проблемных вопросов дисциплины в концентрированной, логически представленной форме, а также состояния и перспектив практического использования теоретических концепций дисциплины. Программа лекций дисциплины «Информатика» представлена в таблице 4.

Таблица 4

Программа лекций

Номер темы

Наименование темы

Объем,

час

1

2

3

1

Введение

0,5

2

Технические средства

5

3

Операционные системы

2

4

Пакеты программ для инженеров

1,5

5

MathCAD

3

6

Основы алгоритмизации

2

7

Delphi

3

Итого часов в 1 семестре

17

3.2. Лабораторные занятия

Лабораторные занятия – вид самостоятельной практической работы обучающихся, направленной на закрепление и углубление, практическое подтверждение теоретических концепций дисциплины.

Перечень лабораторных занятий по дисциплине «Информатика», а также их содержание представлены в таблице 5.


Таблица 5

Программа лабораторных занятий

Номер
работы
Наименование
работы

Содержание и цель

практического занятия

Объем,

час

1
2

3

4


1
Устройство ЭВМ и их назначение

Знакомство с основным оборудованием. Правила работы в лаборатории. Требования техники безопасности во время работы на персональном компьютере

2

2
Операционная система

Работа в операционной системе Windows. Работа с файлами и папками

4

3
Основные системные утилиты. Антивирусное ПО

Форматирование гибких дисков, Архивирование файлов. Поиск и исправление ошибок файловой системы. Дефрагментация носителей информации. Работа с антивирусными программами.

4

4
Составление блок-схем

Основы разработки схем алгоритмов. Типовые структуры алгоритмов.

4

5
Структурные алгоритмы

Разработка алгоритмов линейной и разветвляющейся структуры

4

6
Простые циклы

Алгоритмы простых циклических процессов

4

7
Сложные циклы

Алгоритмы сложных циклических процессов

4

8
Структура программы. Ввод-вывод

Линейные и разветвляющиеся программы

4

9
Операторы условного перехода

Операторы IF и CASE

4

10
Составление программ циклических процессов

Работа с одномерными массивами. Итерационные циклы. Операторы WHILE, REPEAT, FOR.

4

11
Составление программ сложных циклических процессов

Работа с двумерными массивами

5

12
Подпрограммы. Файловый ввод/вывод

Составление программ с использованием функций и процедур.

Чтение и запись данных в файл

6

13
Итоговое занятие

2

Итого в 1 семестре

51

Продолжение таблицы 5

1
2

3

4

14
Система MathCAD. Основы

Работа в среде MathCAD. Главное меню. Настройка и управление системой MathCAD. Управление окнами. Ввод математических символов и текста. Форматирование выражений и результатов

4

15
Массивы

Работа с массивами.

Символьные вычисления.

4

16
Функции

Вычисление производных функций и интегралов

4

17
Графики

Построение графиков функций и 3-х мерных зависимостей. Построение анимационного графика.

4

18
Файлы

Работа с данными файлового типа. Векторные и матричные операции

4

19
Уравнения

Решение нелинейных уравнений и систем нелинейных уравнений

4

20
Интерполяция

Линейная и сплайн-интерполяция. Экстраполяция

4

21
Аппроксимация

Линейная и нелинейная регрессия

4

22
Численное интегрирование

Численное интегрирование обыкновенных дифференциальных уравнений первого порядка

4

23
Решение дифференциальных уравнений

Решение систем дифференциальных уравнений I-го порядка. Решение дифференциальных уравнений II-го порядка

5

24
Основы програм-мирование

Линейные и разветвляющиеся структуры

5

25
Реализация циклов

Простые и сложные циклы

5

Итого во 2 семестре

51

26
MS Excel

Окно Excel и его элементы. Структура рабочей книги. Ввод данных в таблицу, редактирование.

1

27
Элементы автоматизации

Оформление таблицы. Вычисления (задание формул, использование функций). Работа с данными списка (поиск записей, сортировка списков, применение фильтров).

2

28
Анализ данных

Консолидация данных, подбор параметров, поиск решения. Графическое представление данных.

2

29
СУБД
MS Access

СУБД. Основное меню, панели инструментов Открытие, закрытие файла базы данных. Окно базы данных.

1

30
Таблицы

Создание таблицы. Поля и записи таблицы. Типы данных. Ввод данных. Конструктор таблицы.

2

Продолжение таблицы 5

1
2

3

4

31
Поиск

Критерии поиска информации. Поиск по шаблону. Сортировка.

2

32
Запросы

Создание запроса. Конструктор запроса. Источники данных. Критерии запроса. Шаблоны. Вычисления в запросах. Фильтры.

2

33
Формы

Создание форм. Конструктор формы. Свойства объектов формы.

2

34
Отчеты

Создание простого отчета. Создание отчета на основе данных запроса. Конструктор отчетов. Свойства объектов отчета.

2

35
Главная форма

Создание главной кнопочной формы. Типы элементов кнопочной формы.

2

36
Объектно-ориентирован-ное программ-мирование

Разработка программ с использованием возможностей ООП. Методы и свойства объектов.

3

37
Разработка программ с графическим интерфейсом

Основы разработки Windows GUI приложений. Application Programming Interface/ Визуальное программирование в Delphi.

3

39
Delphi -интегрированная среда разработки программ

Основы работы в среде Delphi. Главное меню. Этапы разработки приложения. Создание консольных приложений

3

40
Формы

Главная форма приложения. Управляющие приложением компоненты. Методы, свойства и события визуальных компонентов.

7

Итого в 3 семестре

34

Итого по дисциплине

136

Примеры лабораторного задания

1 СЕМЕСТР

Задание (PASCAL): Записать алгоритм вычисления значений функции, заданной графически. Аргумент Х может быть любым действительным числом.

1


2 СЕМЕСТР

Задание (MathCAD):

1) Исследовать функцию f(x) на непрерывность:

а) определить точки разрыва;

б) определить род точек разрыва;

в) построить график заданной функции;

2) исследовать функцию f(x) следующим образом:

а) найти экстремумы;

б) определить значение функции в точках экстремума;

в) определить точки перегиба;

г) построить графики функции и производных.

3 СЕМЕСТР (DELPHI)

Задание:

С помощью компонента TChart разработать программу построения графиков  следующих функций: СИНУС, КОСИНУС, КВАДРАТ, КУБ, КВАДРАТНЫЙ КОРЕНЬ, ЭКСПОНЕНТА. Диапазон аргумента функции  0 – 2 π


3.3. Объем, структура и содержание самостоятельной работы

студентов, график ее выполнения

Самостоятельная работа студентов является неотъемлемой частью изучения дисциплины и значительно влияет на конечный результат в усвоении материала и получения навыков и умений, представленных в подразделе 1.2. Объем, структура и содержание самостоятельной работы представлены для специальности «Судовые энергетические установки» в таблице 6.1 и «Тепловые электрические станции» в таблице 6.2. График выполнения самостоятельной работы представлен для специальности «Судовые энергетические установки» в таблице 7.1 и «Тепловые электрические станции» в таблице 7.2.

При самостоятельной работе студентов предусмотрено прохождение тестирования. Тестирование предназначено для оценки текущей успеваемости студентов в течение семестра. Условия проведения тестирования, пример теста и критерии оценки и учета результатов тестирования рассматриваются в подразделе 4.1.

Курсовая работа выполняется по форме и правилам выполнения

Похожие материалы

Информация о работе