основных определений и простейших примеров и переходя в дальнейшем к более сложным вопросам и задачам.
1.3. Роль и место дисциплины в структуре реализуемой
образовательной программы
Роль дисциплины заключается в получении студентами знаний, необходимых как для дальнейшего обучения по данной специальности, так и для применения их в профессиональной деятельности уже закончивших обучение специалистов.
Перечень дисциплин и разделов (тем), усвоение которых необходимо для изучения дисциплины «Информатика», представлен в таблице 1.
Дисциплина «Информатика» относится к циклу математических и естественнонаучныхдисциплин. В связи с быстрым развитием новейших информационных технологий и широким внедрением инновационных технологий в сферу образования, дисциплина «Информатика» становится ключевой для успешного освоения студентом образовательной программы.
Таблица 1
Перечень дисциплин, обеспечивающих дисциплину
«Информатика»
Наименование дисциплины |
Семестр |
Наименование раздела (темы) |
Основные определения, теоремы формулы и т.д. |
1 |
2 |
3 |
4 |
Математика |
1-3 |
Алгебра матриц; Векторная алгебра. Решение уравнений. Дифференциальное и интегральное исчисление. Дискретная математика. |
Умножение, сложение, транспонирование матриц. Решение алгебраических трансцендентных уравнений и систем. Методы численного интегрирования и дифференцирования. Логические исчисления, графы, теория алгоритмов, языки и грамматики. |
1.4. Объемы учебной работы и предусмотренные рабочими
учебными планами реализуемой образовательной
программы формы аттестации ее результатов
Объемы учебной работы по дисциплине «Информатика», выраженные в академических часах и зачетных единицах, представлены для специальности «Судовые энергетические установки» в таблице 2.1 и «Тепловые электрические станции» в таблице 2.2.
Таблица 2.1
Характеристика трудоемкости дисциплины для специальности «Судовые энергетические установки»
Виды учебной работы |
Сем. |
Объемы учебной работы (в семестре / в неделю), ч |
Объемы учебной работы в зач. ед. |
||
Ауд. занятия |
Самост. работа |
Всего |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. Предусмотренный рабочим учебным планом объем изучения дисциплины в семестре: – всего – в т.ч. по семестрам |
- 1 2 3 |
153/9 68/4 51/3 34/2 |
47/2,8 21/1,2 16/0,9 10/0,7 |
200/11,8 89/5,2 67/3,9 44/2,7 |
5,5 2.5 2 1 |
2. По видам аудиторных занятий: – лекции – лабораторные занятия |
1 1 2 3 |
17/1 51/3 51/3 34/2 |
– – – – |
17/1 51/3 51/3 34/2 |
0,5 1,5 1,5 1 |
3. Аттестация по дисциплине: – экзамен – зачеты |
1 2 3 |
– – – |
– – – |
36 – – |
1 – – |
4. Итого объем дисциплины (запись в зачетную книжку): – экзамен – зачеты |
1 2 3 |
– – – |
– – – |
89 67 44 |
2,5 2 1 |
5. Итого трудоемкость дисциплины |
– |
– |
– |
236 |
6,5 |
Таблица 2.2
Характеристика трудоемкости дисциплины для специальности «Тепловые электрические станции»
Виды учебной работы |
Сем. |
Объемы учебной работы (в семестре / в неделю), ч |
Объемы учебной работы в зач. ед. |
||
Ауд. занятия |
Самост. работа |
Всего |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. Предусмотренный рабочим учебным планом объем изучения дисциплины в семестре: – всего – в т.ч. по семестрам |
- 1 2 3 |
153/9 68/4 51/3 34/2 |
47/2,8 21/1,2 16/0,9 10/0,7 |
200/11,8 89/5,2 67/3,9 44/2,7 |
5,5 2.5 2 1 |
2. По видам аудиторных занятий: – лекции – лабораторные занятия |
1 1 2 3 |
17/1 51/3 51/3 34/2 |
– – – – |
17/1 51/3 51/3 34/2 |
0,5 1,5 1,5 1 |
3. Аттестация по дисциплине: – экзамен – зачеты |
3 1 2 |
– – – |
– – – |
36 – – |
1 – – |
4. Итого объем дисциплины (запись в зачетную книжку): – экзамен – зачеты |
1 2 3 |
– – – |
– – – |
89 67 44 |
2,5 2 1 |
5. Итого трудоемкость дисциплины |
– |
– |
– |
236 |
6,5 |
2. Структура и содержание дисциплины
Структурная схема дисциплины «Информатика» с указанием основных тем и вопросов, рассматриваемых в рамках каждой темы, представлена в таблице 3.
Таблица 3
Структурная схема дисциплины
Номер темы |
Наименование темы |
Содержание |
1 |
Введение |
Предмет и задачи курса. Понятие информации. Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации. |
2 |
Технические средства |
Принципы хранения и обработки данных. Элементы ЭВМ и их назначение. Представление данных на носителях информации. Локальные и глобальные сети. |
3 |
Операционные системы |
Файловая система (структура, обслуживание, архивация). Обзор ОС – Windows, Unix, OS/2. Основные возможности Windows (организация удобного окружения, запуск приложений, переключение между задачами, окна). Windows API. Многозадачность. |
4 |
Пакеты программ для инженеров |
Обзор существующих пакетов программ для автоматизации решения инженерных задач и оформления инженерной документации (MS Office, MathCAD, MathLab, AutoCAD, T-Flex, SolidAdge). Назначение, возможности, требования к аппаратному обеспечению. |
5 |
MathCAD |
MathCAD - интегрированная система автоматизации математических и инженерно-технических расчетов. Интерфейс, главное меню системы. Управление окнами. Работа с файлами. Операторы и функции системы MathCAD. Вычисления. Графические возможности (графики в декартовых и полярных координатах, графики поверхностей). Численное дифференцирование и интегрирование. Решение уравнений и систем уравнений. Интерполяция. Аппроксимация. Решение дифференциальных уравнений. |
6 |
Основы алгоритмизации |
Этапы подготовки задач для решения на ЭВМ. Алгоритм и способы его описания. Оформление алгоритма в соответствии с ЕСКД. Алгоритмы линейной, разветвленной, циклической структуры. |
7 |
Delphi |
Система Delphi. Окна. Главное меню. Создание консольных программ и программ с графическим интерфейсом. Лексические основы языка Pascal. Структура программы. Комментарии. Оператор присваивания. Операторы ввода/вывода (консольные и файловые). Оператор безусловного перехода. Условные операторы. Операторы цикла. Типовые алгоритмы обработки массивов. |
3. Календарный график изучения дисциплины
3.1. Лекции
Лекция – вид аудиторного занятия, цель которого состоит в рассмотрении теоретических и проблемных вопросов дисциплины в концентрированной, логически представленной форме, а также состояния и перспектив практического использования теоретических концепций дисциплины. Программа лекций дисциплины «Информатика» представлена в таблице 4.
Таблица 4
Программа лекций
Номер темы |
Наименование темы |
Объем, час |
1 |
2 |
3 |
1 |
Введение |
0,5 |
2 |
Технические средства |
5 |
3 |
Операционные системы |
2 |
4 |
Пакеты программ для инженеров |
1,5 |
5 |
MathCAD |
3 |
6 |
Основы алгоритмизации |
2 |
7 |
Delphi |
3 |
Итого часов в 1 семестре |
17 |
3.2. Лабораторные занятия
Лабораторные занятия – вид самостоятельной практической работы обучающихся, направленной на закрепление и углубление, практическое подтверждение теоретических концепций дисциплины.
Перечень лабораторных занятий по дисциплине «Информатика», а также их содержание представлены в таблице 5.
Таблица 5
Программа лабораторных занятий
Номерработы |
Наименованиеработы |
Содержание и цель практического занятия |
Объем, час |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Устройство ЭВМ и их назначение |
Знакомство с основным оборудованием. Правила работы в лаборатории. Требования техники безопасности во время работы на персональном компьютере |
2 |
2 |
Операционная система |
Работа в операционной системе Windows. Работа с файлами и папками |
4 |
3 |
Основные системные утилиты. Антивирусное ПО |
Форматирование гибких дисков, Архивирование файлов. Поиск и исправление ошибок файловой системы. Дефрагментация носителей информации. Работа с антивирусными программами. |
4 |
4 |
Составление блок-схем |
Основы разработки схем алгоритмов. Типовые структуры алгоритмов. |
4 |
5 |
Структурные алгоритмы |
Разработка алгоритмов линейной и разветвляющейся структуры |
4 |
6 |
Простые циклы |
Алгоритмы простых циклических процессов |
4 |
7 |
Сложные циклы |
Алгоритмы сложных циклических процессов |
4 |
8 |
Структура программы. Ввод-вывод |
Линейные и разветвляющиеся программы |
4 |
9 |
Операторы условного перехода |
Операторы IF и CASE |
4 |
10 |
Составление программ циклических процессов |
Работа с одномерными массивами. Итерационные циклы. Операторы WHILE, REPEAT, FOR. |
4 |
11 |
Составление программ сложных циклических процессов |
Работа с двумерными массивами |
5 |
12 |
Подпрограммы. Файловый ввод/вывод |
Составление программ с использованием функций и процедур. Чтение и запись данных в файл |
6 |
13 |
Итоговое занятие |
2 |
|
Итого в 1 семестре |
51 |
Продолжение таблицы 5
1 |
2 |
3 |
4 |
14 |
Система MathCAD. Основы |
Работа в среде MathCAD. Главное меню. Настройка и управление системой MathCAD. Управление окнами. Ввод математических символов и текста. Форматирование выражений и результатов |
4 |
15 |
Массивы |
Работа с массивами. Символьные вычисления. |
4 |
16 |
Функции |
Вычисление производных функций и интегралов |
4 |
17 |
Графики |
Построение графиков функций и 3-х мерных зависимостей. Построение анимационного графика. |
4 |
18 |
Файлы |
Работа с данными файлового типа. Векторные и матричные операции |
4 |
19 |
Уравнения |
Решение нелинейных уравнений и систем нелинейных уравнений |
4 |
20 |
Интерполяция |
Линейная и сплайн-интерполяция. Экстраполяция |
4 |
21 |
Аппроксимация |
Линейная и нелинейная регрессия |
4 |
22 |
Численное интегрирование |
Численное интегрирование обыкновенных дифференциальных уравнений первого порядка |
4 |
23 |
Решение дифференциальных уравнений |
Решение систем дифференциальных уравнений I-го порядка. Решение дифференциальных уравнений II-го порядка |
5 |
24 |
Основы програм-мирование |
Линейные и разветвляющиеся структуры |
5 |
25 |
Реализация циклов |
Простые и сложные циклы |
5 |
Итого во 2 семестре |
51 |
||
26 |
MS Excel |
Окно Excel и его элементы. Структура рабочей книги. Ввод данных в таблицу, редактирование. |
1 |
27 |
Элементы автоматизации |
Оформление таблицы. Вычисления (задание формул, использование функций). Работа с данными списка (поиск записей, сортировка списков, применение фильтров). |
2 |
28 |
Анализ данных |
Консолидация данных, подбор параметров, поиск решения. Графическое представление данных. |
2 |
29 |
СУБДMS Access |
СУБД. Основное меню, панели инструментов Открытие, закрытие файла базы данных. Окно базы данных. |
1 |
30 |
Таблицы |
Создание таблицы. Поля и записи таблицы. Типы данных. Ввод данных. Конструктор таблицы. |
2 |
Продолжение таблицы 5
1 |
2 |
3 |
4 |
31 |
Поиск |
Критерии поиска информации. Поиск по шаблону. Сортировка. |
2 |
32 |
Запросы |
Создание запроса. Конструктор запроса. Источники данных. Критерии запроса. Шаблоны. Вычисления в запросах. Фильтры. |
2 |
33 |
Формы |
Создание форм. Конструктор формы. Свойства объектов формы. |
2 |
34 |
Отчеты |
Создание простого отчета. Создание отчета на основе данных запроса. Конструктор отчетов. Свойства объектов отчета. |
2 |
35 |
Главная форма |
Создание главной кнопочной формы. Типы элементов кнопочной формы. |
2 |
36 |
Объектно-ориентирован-ное программ-мирование |
Разработка программ с использованием возможностей ООП. Методы и свойства объектов. |
3 |
37 |
Разработка программ с графическим интерфейсом |
Основы разработки Windows GUI приложений. Application Programming Interface/ Визуальное программирование в Delphi. |
3 |
39 |
Delphi -интегрированная среда разработки программ |
Основы работы в среде Delphi. Главное меню. Этапы разработки приложения. Создание консольных приложений |
3 |
40 |
Формы |
Главная форма приложения. Управляющие приложением компоненты. Методы, свойства и события визуальных компонентов. |
7 |
Итого в 3 семестре |
34 |
||
Итого по дисциплине |
136 |
Примеры лабораторного задания
1 СЕМЕСТР
Задание (PASCAL): Записать алгоритм вычисления значений функции, заданной графически. Аргумент Х может быть любым действительным числом.
1 |
2 СЕМЕСТР
Задание (MathCAD):
1) Исследовать функцию f(x) на непрерывность:
а) определить точки разрыва;
б) определить род точек разрыва;
в) построить график заданной функции;
2) исследовать функцию f(x) следующим образом:
а) найти экстремумы;
б) определить значение функции в точках экстремума;
в) определить точки перегиба;
г) построить графики функции и производных.
3 СЕМЕСТР (DELPHI)
Задание:
С помощью компонента TChart разработать программу построения графиков следующих функций: СИНУС, КОСИНУС, КВАДРАТ, КУБ, КВАДРАТНЫЙ КОРЕНЬ, ЭКСПОНЕНТА. Диапазон аргумента функции 0 – 2 π
3.3. Объем, структура и содержание самостоятельной работы
студентов, график ее выполнения
Самостоятельная работа студентов является неотъемлемой частью изучения дисциплины и значительно влияет на конечный результат в усвоении материала и получения навыков и умений, представленных в подразделе 1.2. Объем, структура и содержание самостоятельной работы представлены для специальности «Судовые энергетические установки» в таблице 6.1 и «Тепловые электрические станции» в таблице 6.2. График выполнения самостоятельной работы представлен для специальности «Судовые энергетические установки» в таблице 7.1 и «Тепловые электрические станции» в таблице 7.2.
При самостоятельной работе студентов предусмотрено прохождение тестирования. Тестирование предназначено для оценки текущей успеваемости студентов в течение семестра. Условия проведения тестирования, пример теста и критерии оценки и учета результатов тестирования рассматриваются в подразделе 4.1.
Курсовая работа выполняется по форме и правилам выполнения
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.