Правовое и экономическое регулирование охраны вод и рационального водопользования.
2. Выполните задания:
1. Рассмотрите таблицу 1. Отметьте, из чего слагаются запасы воды в разных частях гидросферы.
2. Изучите таблицу 2. Обратите внимание на общее и безвозвратное потребление воды и ее распределение по континентам.
3. Рассмотрите рисунок 1. Дайте характеристику схемам водоснабжения предприятий различного типа.
4. Определите понятие водного хозяйства, его структура. Водопотребление и водопользование.
Задание 1
Составьте схемы круговорота углерода в водной и наземной экосистемах. Перечислите названия входящих в их состав организмов.
Цветными стрелками покажите:
– направление движения углекислого газа, поглощаемого зелеными растениями;
– направление движения углерода от растения по пищевым цепям к консументам первого порядка;
– выделение углекислого газа в атмосферу.
Составьте пояснительный текст к схеме с описанием круговорота углерода. В чем опасность повышения концентрации углерода в атмосфере?
Задание 2
Составьте схему круговорота азота, обозначив разными стрелками:
– движение азота к растениям от мест его фиксации (бобовые растения, промышленность, атмосферные электроразряды);
– движение органических азотосодержащих соединений по цепям питания – к растениям, животным, бактериям, фиксирующим его;
– выделение неорганических азотных соединений в окружающую среду.
Составьте пояснительный текст к схеме и дайте ответы на вопросы:
1. В каком виде растения могут поглощать азот?
2. Как газообразный азот может быть "связан" и как он может поступить в растения?
3. Какова роль клубеньковых бактерий на корнях бобовых растений в круговороте азота?
Задание 3
В 1990 г. концентрация С02 в атмосфере составляла 340 мг/кг. Известно, что концентрация С02 в атмосфере ежегодно увеличивается на 0,5%. Постройте зависимость концентрации С02 в атмосфере от времени. По ней составьте следующие прогнозы:
– на сколько увеличится концентрация С02 в атмосфере к 2050 г.;
– в каком году концентрация С02 увеличится в два раза, т. е. можно ожидать потепления климата на 3–5°С.
Задание 9
1. Заполните таблицу «Состав воды»
| 
   Воды  | 
  
   Концентрация растворенных веществ  | 
  
   Состав воды  | 
 ||
| 
   хлориды  | 
  
   сульфаты  | 
  
   карбонаты  | 
 ||
| 
   Пресные  | 
  ||||
| 
   Морские  | 
  ||||
Задание 4
Заполните таблицу Последствия антропогенного воздействия на природу
| 
   Последствия человеческой деятельности в природе:  | 
  
   Примеры  | 
  
   Какие происходят изменения природных экосистем, их видового состава?  | 
  
   Ваши предложения по улучшению экологической ситуации  | 
 
| 
   1  | 
  
   2  | 
  
   3  | 
  
   4  | 
 
| 
   Обратимые:  | 
  |||
| 
   Необратимые:  | 
  |||
1. Возникновение стихийных свалок бытовых отходов.
2. Выращивание монокультур (пшеница, рис, кукуруза, соя, сахарный тростник) на обширных территориях.
3. Вырубка леса для выращивания сельскохозяйственной продукции и строительства жилья на освободившейся площади.
Задание 5
Заполните таблицу «Последствия антропогенного воздействия на природу»
| 
   Последствия человеческой деятельности в природе:  | 
  
   Примеры  | 
  
   Какие происходят изменения природных экосистем, их видового состава?  | 
  
   Ваши предложения по улучшению экологической ситуации  | 
 
| 
   1  | 
  
   2  | 
  
   3  | 
  
   4  | 
 
| 
   Обратимые:  | 
  |||
| 
   Необратимые:  | 
  |||
1. Интенсивная охота, рыболовство и сбор редких видов растений.
2. Использование пестицидов.
3. Осушение болота или создание искусственного водохранилища.
Задание 6
1. Заполните таблицу «Взаимодействие человека и природы на различных этапах развития общества»
| 
   Этапы взаимодействия общества и природы  | 
  
   Особенности природопользования  | 
  
   Принятое название экологического кризиса  | 
  
   Последствия кризиса  | 
 
| 
   Культура охотников и собирателей  | 
  |||
| 
   Культура древних земледельческих цивилизаций  | 
  |||
| 
   Культура технической цивилизации  | 
  
2. Основные направления охраны водных ресурсов РБ от загрязнения и истощения.
Задание 7
1. Заполните таблицу «Рациональное использование природных ресурсов»
| 
   Природные ресурсы  | 
  
   Направления рационального природопользования  | 
 |||
| 
   методы восстановления природного ресурса  | 
  
   комплексное использование природного ресурса  | 
  
   вторичное использование природного ресурса  | 
  
   природоохранные мероприятия  | 
 |
| 
   Водные ресурсы  | 
  ||||
| 
   Земельные ресурсы  | 
  ||||
| 
   Полезные ископаемые  | 
  ||||
| 
   Растительный мир  | 
  ||||
| 
   Животный мир  | 
  ||||
2. Нормативно-правовая охрана вод в Беларуси.
Задание 8
1. Запишите в таблице примеры рационального и нерационального природопользования.
Таблица 1 – Примеры рационального и нерационального природопользования
| 
   Рациональное природопользование  | 
  
   Нерациональное природопользование  | 
 
2. Охрана водных ресурсов в РБ.
Задание 13.
1. Составьте схему классификации природных ресурсов по различным признакам.
2. Дайте характеристику состояния воздушной среды в Беларуси.
Задание 10.
Составьте и заполните таблицу «Свойства и показатели качества воды»
| 
   Характеризуемые компоненты  | 
  
   Содержание компонента  | 
  
   Характеристика  | 
 
| 
   Физические свойства  | 
  ||
| 
   Органолептические показатели  | 
  ||
| 
   Гидробиологические показатели  | 
  ||
| 
   Показатели санитарной оценки качества воды  | 
  
2. Понятие о природопользовании и охране природы.
Задание 11.
1. Составьте и заполните таблицу «Химический состав атмосферы
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.