ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №10
Тема: РЕСУРСЫ ЛИТОСФЕРЫ
Цель занятия: ознакомиться с причинами утраты земель и снижения плодородия, видами эрозий, основными направлениями совершенствования использования и охраны земельных ресурсов.
Материальное обеспечение: атласы, методразработки, схемы, таблицы, рисунки.
1. Изучить вопросы:
1. Причины утраты земель и снижения их плодородия.
2. Эрозия почв. Виды эрозии.
3. Основные направления совершенствования использования и охраны земельных ресурсов.
4. Рекультивация земель.
5. Правовая охрана почв.
2. Выполнить задания:
1. Рассмотрите в атласе и изучите разделы:
А) «Географические пояса и природные зоны». Отметьте, как распределены в процентном соотношении площади суши мира, занятые различными географическими поясами.
Б) «Агроклиматические ресурсы» Обратите внимание на обеспеченность растений влагой и теплом по различным климатическим поясам.
2. В таблице 1. изучите основные факторы и причины развития опустынивания. Наметьте профилактические мероприятия, по предупреждению этих явлений.
3. На рисунке 1 рассмотрите виды эрозий почв. Заполнить таблицу
Виды эрозии почв |
Причины эрозии |
Противоэрозийные мероприятия |
3. Ответить на контрольные вопросы.
1. Каковы ежегодные потери земель на земном шаре? Назовите основные причины этих потерь.
2. Назовите основные причины выведения земель из севооборота?
3. Перечислите основные причины истощения земель.
4. Что называется засолением и заболачиванием земель? Каковы их причины?
5. Перечислите основные направления совершенствования использования и охраны земельных ресурсов.
6. Перечислите основные загрязняющие вещества и основные загрязнители почвы.
7. Что называется эрозией почвы? Назовите основные виды эрозии.
8. Назовите и охарактеризуйте типы ускоренной эрозии почвы.
9. Какой вклад в развитие эрозии вносит деятельность человека? Приведите примеры.
10. Что называется рекультивацией? Перечислите основные направления рекультивации и виды последующего использования рекультивированных земель.
11. Назовите основные законодательные акты по охране земельных ресурсов. Раскройте их содержание.
4. Подготовьте сообщения:
1. Засоление почв. Причины, последствия, профилактические мероприятия.
2. Заболачивание почв. Причины, последствия, профилактические мероприятия.
3. Загрязнение почв. Причины, последствия, профилактические мероприятия.
1. Причины утраты земель и снижения их плодородия.
Почвенный покров нашей планеты очень разнообразен и представлен почвами большого числа типов. Все они подвержены отрицательному влиянию, как со стороны некоторых природных факторов, так и человека. Последнее во многом зависит от хозяйственного использования почв.
К концу XX в. на Земле из 13580 млн. га суши для сельского хозяйства были пригодны 32%. Лес и тундра, болота и водоемы составили 36,5 %, земли, непригодные для сельскохозяйственного использования, – 31,5 %, ледники –11, пустыни – 10,5, антропогенные пустыни –5, «бедленд» (участки сложнорасчлененного рельефа с густой сетью ветвящихся оврагов, разделенных узкими водоразделами разнообразной формы и высоты, непригодные для земледелия) - 3, города, поселки и дороги –2 %.
По данным ООН, 20 % площади суши располагаются в холодном климате, 20 –в слишком жарком и засушливом, 20 –приходятся на горные области, 10 % –щебнистые почвы крутых склонов.
Из пригодных для сельхозиспользования земель на одного жителя планеты в год в конце XX ст. было задействовано в среднем около 0,4 га, которые интенсивно эксплуатируются, что приводит к истощению почв, утрате их плодородия, разрушению и т.д. Ежегодно таким образом теряется до 7 млн. га земель. Человечество уже потеряло около 2 млрд. га земель. Вследствие этого считается, что уже к 2030 г. площадь плодородной земли может сократиться до 0,19 га на одного жителя в среднем.
Ккачество почв во многом зависит от длительности возделывания земли
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.