86________ Раздел 3. Нервно-гуморальнаярегуляцияфизиологическихфункций_____
- Чем представлены кора мозжечка, подкорковые ядра, кора больших полушарий. (Серым веществом мозга).
- Отдел мозга, ответственный за координацию произвольных движений и сохранения положения тела в пространстве, а также регуляцию мышечного тонуса и равновесия. (Мозжечок).
- Отдел мозга, ответственный за ориентировочные рефлексы на зрительные и слуховые раздражители, а также принимающий участие в регуляции мышечного тонуса и позы тела. (Средний мозг).
- Структура заднего мозга, осуществляющая связь спинного и вышележащих отделов головного мозга, ответственная за пищевые и защитные рефлексы, а также регулирующая деятельность дыхательной, сердечно-сосудистой и пищеварительной систем. (Продолговатый мозг).
- Структуры, входящие в задний мозг (продолговатый мозг, мост, мозжечок).
- Имеют кору из серого вещества мозга. (Мозжечок, большие полушария мозга).
- Если поврежден, наступает мгновенная смерть. (Продолговатый мозг).
2. Объясните причинно-следственные связи.
а) Почему можно нечаянно проглотит неподходящий предмет?
б) В клинике лежит человек, у которого в одном из отделов головного мозга опу холь. Человек хочет взять стакан, но промахивается. После нескольких уси лий он схватывает стакан и раздавливает его, слишком сильно сжав. В каком отделе мозга у него опухоль?
в) После операционного удаления какого-то отдела мозга собака перестала ре агировать на свою кличку, на вид и запах пищи, узнавать друзей и недругов. Какой отдел мозга у нее удален?
3. Проверка заполнения таблицы «Строение и функции головного мозга». III. Изучение новой темы
► Методы исследования функций головного мозга. Зависимость сознания от мозга утверждал еще Гиппократ.
С середины XIX в.в физиологи большое внимание стали уделять экспериментальным исследованиям. Ученым удалось с помощью приборов наблюдать, изучать и регистрировать нервные процессы.
Первое время применяли только острый опыт. Одни ученые вскрывали череп собаки и, раздражая отдельные участки ее мозга электрическим током, наблюдали ответные реакции тех или иных органов. Другие удаляли части мозга и наблюдали расстройства тех или иных жизненных функций. При нормальном состоянии животного изучить их было невозможно. Например, в первой половине XIX в. были произведены опыты на голубях. У них удаляли разные участки мозжечка. Движения птиц нарушались по-разному. Они то кувыркались через голову вперед или назад, то вращались вправо или влево. Подобные движения наблюдались после операций на кроликах, собаках. После полного удаления мозжечка животные спотыкаются, высоко поднимают лапы (петушиный шаг), заваливаются, передвигаются скачками, не могут остановиться, при стоянии качаются, широко расставив ноги, не могут сразу взять пишу, быстро устают. Правда, эти опыты привели некоторых ученых к ошибочным выводам. Они стали считать мозжечок единственным центром согласования движений.
Самос значительное достижение Х1Х-ХХ в.в. - создание рефлекторной теории нервной деятельности. И. П. Павлов говорил, что мозг - самое совершенное и сложное создание земной природы.
Современная наука на основе учения о рефлексах располагает точными данными о деятельности мозга. Человек может использовать свои знания о нервной системе и управлять протекающими в ней процессами.
В настоящее время активность мозга изучают с помощью элсктрофизиологичес-ких методов, в том числе электроэнцефалографии. Для получения электроэнцс-
_____________ Головноймозг. Строениеифункциипереднегомозга_____________ 87
фалограммы на коже головы укрепляют электроды, которые регистрируют электрические импульсы, отражающие активность многочисленных клеток мозга. С электродов импульсы передаются на усилитель и автоматически записываются. Эти исследования имеют большое диагностическое значение, так как позволяют определять локализацию очаговых нарушений.
Деятельность мозга изучают также при операциях, проводимых под местной анестезией.
Аналогичным образом при стимуляции сенсорных клеток и органов чувств запись электрической активности с помощью микроэлектродов, введенных в тела или аксоны нейронов определенных участков мозга, позволяет картировать участки, выполняющие сенсорные функции. (Сенсорные (от лат. sensus - восприятие, чувство, ощущение) - участки мозга, анализирующие информацию о действии
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.