Экспресс-методы определения качества моторных масел, страница 2

Для определения малых значений щелочного числа (до 12 мг КОН/г масла) используется манометр ММТ-3 (0-300 мм рт. ст.), соединенный с крышкой резиновой трубкой. В этом случае перед покачиванием установить манометр на ноль.

Тарировочные графики (рис. 3) могут уточняться для конкретных масел путем параллельного определения давления в сосуде и общего щелочного числа (последнее определяется по ГОСТ 11362-96).

После проведения анализа необходимо промыть прибор дизельным топливом, затем водой с небольшим количеством ПАВ и просушить.

Реагент. Реагент Б представляет собой насыщенный раствор щавелевой кислоты С2Н2О4 марки "Ч" в гидролизном спирте (35 г кислоты на 100 мл спирта).

Погрешность определения. Относительная погрешность определения на приборе ИЩЧ с использованием графиков рис. 3 по отношению к определению щелочного числа по ГОСТ 11362-96:

ОЩЧ до 5 мг КОН/г масла . . . . . . . . . . 4%

ОЩЧ от 5 до 100 мг КОН/г масла . . . . 3%

При тарировке, при определении щелочного числа по ГОСТ 11362-96, за конец титрования принимается достижение водородного показателя для отечественных масел рН 4, а зарубежных – рН 2,5.

Вывод: Изначально в автомобильном масле значение щелочного числа лежит в пределах от 7 до 10 мг КОН/г масла. Браковочным показателем по щелочному числу является значение в 1 мг КОН/г масла. Щелочное число исследуемого масла равно 6 мг КОН/г масла, следовательно, масло еще не выбраковывалось.

3. Определения вязкости

Определение вязкости нефтепродукта производится при помощи вискозиметра ВЦ (рис. 4) изготовляемого по патенту России № 2034264.

Рис. 4. Вискозиметр ВЦ: 1 – корпус; 2, 3 – трубки вискозиметра; 4 – заливные отверстия; 5 – канавки; 6 – переливные емкости; 7 – уровнемер; 8 – нулевая отметка свежего масла; 9 – притертая поверхность; 10 – пробка; 11 – калиброванные отверстия; 12 – сливные отверстия; 13 – выточки

Принцип действия прибора основан на одновременном сливе свежего и работавшего масла через калиброванные отверстия 11 (рис. 4) и определении разности количества масла, прошедшего через отверстия.

Абсолютное значение кинематической вязкости работавшего масла определяется пересчетом по проценту отклонения от вязкости свежего масла.

Способ определения. Установить вискозиметр выточками 13 на металлический стакан ИВМ. Налить в левую трубку 2 свежее масло, а в правую 3 – проверяемое. Масло наливается до уровня канавок 5. В случае перелива масло стекает в переливную емкость 6.

Открыть пробку 10 поворотом на 90° и следить за истечением масла в левой трубке. При достижении уровня черты 8 закрыть пробку. Снять показания уровня 7 в правой трубке в процентах от вязкости свежего масла. Слив масла при анализе происходит через отверстия 12. Если проверяемое масло темное и не видно уровня, необходимо дать отстояться маслу.

Вискозиметром определяется процент отклонения вязкости испытуемого масла от вязкости свежего масла, которое является браковочным показателем. Значения браковочных показателей приведены в Приложениях.

Для определения абсолютной вязкости масла (например, при приемке на судно) необходимо использовать эталон масла, вязкость которого известна (например, определялась береговой лабораторией). Абсолютное значение вязкости определяется по формуле:

 


где Δn, % – получаемое отклонение вязкости со знаком плюс или минус.

Погрешность определения. Погрешность определения абсолютной вязкости при пересчете составляет ±2% по сравнению с определением вязкости по ГОСТ 33-82 (с дополнением 1994 г.). Температура помещения, где проводится анализ, должна быть в пределах +18…250С.

Проверка прибора: для проверки прибора в обе трубки 2 и 3 наливают масло одинаковой вязкости и проверяют истечение, разница показаний в трубках не должна быть более одного деления. Если при этом обнаружатся протечки через притертые поверхности пробки 10, то она должна быть притерта пастой ГОИ.

Изготовитель проводит проверку вискозиметра ВЦ по эталонным маслам, вязкость которых определяется по ГОСТ 33-82.

В нашей работе было получено отклонение вязкости испытуемого масла от вязкости свежего масла в -2%.

Вывод: Браковочным показателем для летнего масла является значение -19%, т.е. исследуемое масло с отклонением вязкости -2% является годным.