Подготовка почвы ведется 2-х-отвальными плугами, посадка растений посадочной машиной, а при сложном рельефе - посадка осуществляется с помощью ручных инструментов. Созданием лесных насаждений на рекультивируемых землях стали заниматься в 60-е годы, но проблемы в рекультивации земель остались и многие вопросы создания разных категорий насаждений не решены и сегодня.
2. Снежная мелиорация.
Снежная мелиорация позволяет управлять водным режимом почвы в ранневесеннее время. Различают 3 вида снежных мелиораций:
1. снегозадержание и снегонакопление.
2. ускорение и замедление таяния снега на транспортных путях.
3. борьба со снежным заносом.
Снегозадержание направлено на удержание снега на месте выпадения, а снегонакопление - задержание снега, переносимого ветром. При снегонакоплении не обеспечивается равномерная толщина снежного покрова, поэтому образуется неоднородный температурный режим корнеобитаемого слоя почвы. Снегозадержание и снегонакопление позволяют сохранить до 30-70% снега от сдувания его ветром. Снежный покров накапливает влагу в почве, защищает посевы озимых культур от замерзания. Под снегом почва замерзает на меньшую глубину, также повышается эффективность действия вносимых удобрений. Снегозадержание достигается путем устройства преград, их расположением поперек господствующего в районе ветра. Расстояние между рядами снегозадерживающих препятствий принимается 15-20x их высоте. При этом используются:
1) Снегозадерживающие щиты. Их изготовляют высотой 1.5 м. Длина 1.5-2 м. Их делают решетчатыми и на 1 га устанавливают 80-100 шт.
2) Кулисные посевы высокостебельных растений (подсолнечник, горчица...). Расстояния между растениями принимаются равными 25-30 см, а между радами 80-100 см.
3) Преграды из снега устраивают при плотном снеге. Их делают в виде куч и устраивают эти кучи снегопахами. Иногда снег собирают в валы высотой до 60 см, а расстояние между валами от 6 до 20 м.
4) Полезащитные лесные полосы обеспечивают неравномерное снегонакопление. Возле полосы создается максимальное количество снега, а по мере удаления от нее объем снега уменьшается.
Дальность действия полос и эффективность их работы зависят от конструкции полосы и высоты деревьев в полосе.
2 Эффективно в районах севера с эффективным вегетационным периодом снег зачерняют весной золой, пылью, сажей или другими поглощающими солнечную радиацию материалами. Сход снега ускоряется на 10-15 дней и удлиняется вегетационный период. Замедление таяния снега позволяет сохранить садовые культуры от весенних заморозков. Для этого снег покрывают мхом, хвоей, соломой, или другими теплоизоляционными материалами. Иногда проводят уплотнение снега.
3 Борьба со снежными заносами на транспортных путях ведется в полосе отвода путей. Для снегозадержания используют либо защитные насаждения, либо механические щиты, которые изготовляют размером 2x2 метра. На пристанционных участках устраивают постоянные решетчатые заборы высотой до 6 метров. Наиболее эффективна живая снегозащита. Снегозадерживающие насаждения создают:
1) В виде узких однополосных насаждений из 2-4 рядов елей. Полоса размещения на расстоянии 18-30 м. от полотна дороги (расстояние между рядами - 4-5 м., в рядах - 0.7-0.8 м.) В северных регионах кроме ели в лесные полосы вводят лиственные кустарники (боярышник, облепиха, шиповник...)
2) В 60-е года предложены узкие снегозадерживающие полосы с широкими интервалами между рядами. Конструкция полосы плотная. Полевые опушки создают с высокой ветропроницаемостью, а путевые создают более плотными. Расстояние между полосами от 20 до 50 метров. В интервалах полос высевают сельскохозяйственные культуры, а в полосы вводят дуб, ель, ильмовые, ясень, березу, акацию, клен и жимолость.
Агротехника создания снегозадерживающих полос, такая же, что и в полезащитных. В полосах проводят восстанавливающие рубки и рубки ухода. На не заносимых снегом ветроударных участках железных дорог создают ветроослабляющие лесные полосы. Возле населенных пунктов с целью предупреждения выхода скота на ж.д. пути и обеспечения безопасности движения выращивают оградительные насаждения высокой густоты. В эти насаждения вводят ель, лиственные породы и колючие кустарники. Лесные полосы вдоль автодорог имеют то же назначение, что и вдоль ж.д. путей. Но создаются эти полосы узкой ширины, как правило, состоят из одного или двух рядов деревьев.
3. Структурные мелиорации.
Структурные мелиорации направлены на улучшение структуры и физических свойств почвы. К этой категории мелиорации относят:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.