государства будет выражаться в получении арендной платы или ее экономического эквивалента.
Для сельскохозяйственных земель именно такой путь был намечен в ст. 17 Декрета «О социализации земли», в которой устанавливалось, что «излишек дохода, получаемый от естественного плодородия лучших участков, а также от более выгодного их расположения в отношении рынков сбыта, поступает на общественные нужды в распоряжение органов Советской власти» (можно добавить, что в современных условиях важное значение имеет расположение земли не только относительно рынков сбыта, но и пунктов снабжения). Право органов государства получать излишек поземельного дохода, который в экономической науке носит название земельной ренты, — верный признак права государственной собственности на землю.
Отрицание права государства на получение денежной платы за землю от земледельцев — несобственников земли приводит, как показывает опыт, к завуалированным формам платы, т.е. к худшему варианту такой платы.
Идеология, отрицающая право частной (или даже вообще любого вида) собственности на землю, оставила свой след в последующих законодательных актах. Так, за всяким фактическим владением землей закрепился термин «землепользование». Право землепользования стало одним из основных земельных институтов советского периода. Фактически этому термину придавалось обычно более широкое значение владения. Но это последнее слово не употреблялось, видимо, по той причине, что исторически с ним ассоциировалось понятие о собственности. В результате понятие «землепользование» проигрывало в своей юридической определенности, так как некоторые права и обязанности, соединенные с титулом владения, вкладывались в него как бы окольным путем.
Попытка выражения значительного (если не всего) комплекса земельных отношений в юридически ограниченном институте землепользования таила и таит в себе известную экономическую опасность. Эта опасность заключается в том, что права и обязанности субъектов земельных отношений оказываются «привязанными» только к используемым землям. Если же земля не используется или используется только эпизодически и на ней нет «землепользователя», то юридически она как бы беззащитна: за нее никто не отвечает.
Противовесом уравнительно-трудовому разделу земли служила идея национализации земли, т.е. передача ее в собственность государства. Предполагалось, что в дальнейшем на государственной земле получат преобладание крупные хозяйства.
Как было показано выше, законодательство первых послереволюционных месяцев проявляло колебания. Но впоследствии идея огосударствления земли взяла верх. При этом централизованное управление земельными фондами явно подавило местное. Эта тенденция сохранилась на ряд десятилетий и как устоявшаяся традиция во многом действует и поныне. Однако у нее был «перерыв», приходящийся на 1920-е гг., когда в стране была введена новая экономическая политика (НЭП).
В первые годы Советской власти она активно поощряла создание разных форм колхозов. Крестьян убеждали в преимуществах коллективных форм ведения хозяйства, которые получали поддержку — материально-техническую помощь государства. Одновременно с коллективными хозяйствами создавались государственные советские хозяйства — совхозы, обычно на базе образцовых помещичьих имений.
Курс закрепления государственных начал в земельных отношениях
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.