Министерство образования РФ
НГТУ
Кафедра ПМт
Лабораторная работа №5
дисциплина: Моделирование и управление в экономике
тема: Моделирование реальных систем массового обслуживания
Факультет: ПМИ
Группа: ПМ-13,ПМ-15
Студенты: Милюнас А.
Никишина Н.
Казыгашев К.
Преподаватель: Курлаев С.А.
Чимитова Е.В.
Вариант: 8
Новосибирск.
2005г.
Цель работы:
Научиться моделировать сложные системы массового обслуживания, встречающиеся на практике.
Постановка задачи:
К отделу
одежды магазина, работающего с 9.00 до 17.00, в соответствии с пуассоновским
распределением с интенсивностью, подчиняющейся формуле ,
-число минут, прошедшее с начала рабочего
дня, а
- интенсивность прихода клиентов в минуту,
подходят покупатели. Если в отделе уже находится больше 25 человек, то вновь
приходящие покупатели уходят.
Зайдя в отдел,
покупатель осматривает продаваемую одежду в течение времени, распределенного по
нормальному закону с МО 15 мин и дисперсией 3 мин. После чего 60% клиентов
уходят без покупок, 5% идут оформлять покупку, а 35% - примеривать выбранный
товар. Примерка одежды осуществляется в специальных кабинках, к которым
подходит одна очередь. Примеряющие одежду становятся в очередь, если ее длина
не более , где
- число
кабинок, иначе – уходят без покупки. Время примерки распределено по нормальному
закону с МО 10 мин и дисперсией 3 мин. После примерки 60% уходит без покупки,
а 40% идут оформлять покупку.
К продавцам,
оформляющим покупку, выстраивается одна общая очередь покупателей. Если покупатель,
который не примерил одежду, стоит в очереди больше 5 мин, то он уходит, не
совершив покупку. Если покупатель, примерявший одежду, стоит в очереди больше
15 мин, то он тоже уходит без покупки. Процесс покупки длится мин, после чего покупатель уходит из
отдела.
Стоимость покупки
распределен по нормальному закону с МО 1000 руб. и дисперсией 500 руб.
Заработная плата 1 продавцу в день – 300 руб. Число продавцов +количество
кабинок для примерки одежды должно быть .
Смоделировать работу отдела в течение 30 дней. Определить оптимальное для владельца магазина соотношение продавцов и кабинок. Посчитать процент совершивших покупку по отношению ко всем приходившим покупателям. Посчитать, сколько покупателей ушли без покупки из-за того, что очереди к кабинкам и к продавцам оказались слишком длинными. Сколько в среднем покупатели проводят времени в очередях?
Построение модели:
В качестве единицы измерения выберем 1 мин.
Рассмотрим несколько наиболее важных аспектов моделирования данной системы массового обслуживания:
1. Создание транзакта - таймера, моделирующего режим рабочего дня в течение 30 дней.
2. При закрытии магазина, в нем еще продолжают оставаться покупатели, полэтому нужно их обслужить и выпустить из магазина.
3. В общей очереди присутствуют покупатели, не примерявшие одежду и примерявшие ее, и требуется их отдельно «обработать», если они, соответственно, ждут в очереди в течение 5,15 минут, то уходят из очереди.
В самом начале моделирования генерируется 1(!) транзакт с высоким приоритетом, он пробегает в цикле 30 раз (30 дней). Цикл состоит из следующих блоков: сохраняется абсолютное модельное время для вычисления интенсивности пуассоновского потока, занимается устройство - магазин (магазин открыт), транзакт ждет все рабочее время (8*60мин), освобождает магазин (магазин закрыт), и далее ждет, пока память – отдел не станет пустой (все покупателе выйдут).
Генерируется поток транзактов – покупателей, проверяется, что магазин открыт (устройство занято) и отдел не набит по завязку(<25) , иначе будущий покупатель уходит ни с чем. При возможности войти, покупатель заходит, осматривает ассортимент, и в статистическом режиме уходит из отдела, примеряет одежду в кабинках, переходит в очередь к продавцам, намереваясь купить одежду и т.д.
В общей очереди присутствуют покупатели 2-х типов: примерявшие и не примерявшие одежду. Поскольку на длину очереди не наложено ограничение, то неформально можем оставить их в очереди (прождавших более 5,15 минут соответственно), и предоставить возможность уйти из отдела после прохождения всей очереди, не совершая покупки. Записав в их 2 –е параметры, соответственно, числа 5 и 15, когда они были в разных очередях, после прохождения общей очереди определим их тип по 2-м параметрам, вычислим время прохождения ее для каждого транзакта. И сравнив временные параметры, предоставим возможность направляться либо к выходу, либо обратиться к продавцам.
Таблица определений:
Элементы GPSS |
Интерпретация |
Транзакты: 1-й сегмент модели 2-й сегмент модели Приборы: MAGAZIN Очереди CABIN_QUE SELL_QUE Память: OTDEL SELLER CABIN Переменные Y KOL_NOBUYMAN KOL_NOBUY_QUEMAN KOL_BUYMAN KOEF_BUY_TO_ALL SUM ZARPLATA INCOME |
Таймер - счетчик рабочего времени с высоким приоритетом Покупатели Магазин Очередь к кабинкам Очередь к продавцам Отдел одежды магазина Продавцы Кабинки Интенсивность пуассоновского распределения Количество покупателей, посетивших отдел, но не покупавших ничего Количество покупателей, не купивших ничего из-за длинных очередей Количество покупателей, совершивших покупку Процент совершивших покупку покупателей по отношению ко всем приходившим Суммарная стоимость проданной одежды Суммарная заработная плата, начисленная продавцам Доход |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.