Моделирование сложных систем массового обслуживания

Страницы работы

Содержание работы

Министерство образования РФ

Новосибирский государственный технический университет

Кафедра прикладной математики

Лабораторная работа №5

по курсу “Моделирование и управление в экономике”

Моделирование сложных  систем массового обслуживания

Факультет: ПМИ

Группа:               ПМ-05

Студент:              Ростовцев М.

Преподаватель: Чимитова. Е. В.

Новосибирск 2004

Постановка задачи

Самолёты прибывают для посадки в район аэропорта каждые 10+-5 мин. Если взлётно-посадочная полоса свободна, прибывший самолёт получает разрешение на посадку. Если полоса занята, самолёт выполняет полёт по кругу и возвращается к аэропорту через каждые 4 мин. Если после пятого круга самолёт не получает разрешения на посадку, он отправляется на запасной аэродром. В аэропорту через каждые 102 мин к взлётно-посадочной полосе выруливают готовые к взлёту машины и получают разрешение на взлёт, если полоса свободна. Для взлёта и посадки самолёты занимают полосу ровно на 2 мин. Если при свободной полосе одновременно один самолёт прибывает для посадки, а второй – для взлёта, полоса предоставляется взлетающей машине. Смоделировать работу аэропорта в течение суток. Определить коэффициент загрузки взлётно-посадочной полосы.

Построение модели

За единицу времени возьмём 1 мин.

1.  Таблица определений

Элементы

Интерпретация

Транзакты

1-й сегмент

Самолёты, идущие на посадку

2-й сегмент

Самолеты, идущие на взлёт

3-й сегмент

Таймер

Многоканальные устройства

Aeroport

Аэропорт


2.  Листинг программы

Самолёты прибывают для посадки в район аэропорта каждые 10+-5 мин. Если взлётно-посадочная полоса свободна, прибывший самолёт получает разрешение на посадку. Если полоса занята, самолёт выполняет полёт по кругу и возвращается к аэропорту через каждые 4 мин. Если после пятого круга самолёт не получает разрешения на посадку, он отправляется на запасной аэродром. В аэропорту через каждые 102 мин к взлётно-посадочной полосе выруливают готовые к взлёту машины и получают разрешение на взлёт, если полоса свободна. Для взлёта и посадки самолёты занимают полосу ровно на 2 мин. Если при свободной полосе одновременно один самолёт прибывает для посадки, а второй – для взлёта, полоса предоставляется взлетающей машине. Смоделировать работу аэропорта в течение суток. Определить коэффициент загрузки взлётно-посадочной полосы.

aeroport  storage   1                             ;Аэропорт с 1-й полосой

***** Самолёты, заходящие на посадку *****

generate  10,5                                    ;Прилёт самолёта

assign    count_circle,0                          ;Сбросить счётчик кругов

test_pol  test ge   r$aeroport,1,fly_again        ;Если есть свободная полоса,

*совершить посадку, иначе продолжить полет

enter     aeroport                   ;Занять 1-ую полосу

advance   2                          ;Наконец-то земля

leave     aeroport                   ;Освободить полосу

transfer  ,ex_plane                  ;А теперь в ангар, налетался

fly_again assign    count_circle+,1  ;Увеличиваем на единицу счётчик кругов

advance   4                          ;Да сколько можно летать по кругу

test e    count_circle,6,ex_plane    ;Лучше полечу в другой аэропорт

transfer  ,test_pol                  ;Летим опять в аэропорт

ex_plane  terminate                                        ;

***** Самолёты, идущие на взлёт *****

generate  10,2,,,1                   ;Самолёт хочет взлететь

enter     aeroport                   ;Занять 1-у полосу

advance   2                          ;Полетели

leave     aeroport                   ;Освободить полосу

terminate ;

***** Таймер на 24 часа *****

generate  1440

terminate 1

start     1


Результат работы программы

GPSS World Simulation Report - Aeroport.20.1

Wednesday, May 26, 2004 10:49:01 

START TIME           END TIME  BLOCKS  FACILITIES  STORAGES

0.000           1440.000    19        0          1

NAME                       VALUE 

AEROPORT                    10000.000

COUNT_CIRCLE                10001.000

EX_PLANE                       12.000

FLY_AGAIN                       8.000

TEST_POL                        3.000

LABEL              LOC  BLOCK TYPE     ENTRY COUNT CURRENT COUNT RETRY

1    GENERATE           146             0       0

2    ASSIGN             146             0       0

TEST_POL            3    TEST               146             0       0

4    ENTER              122             0       0

5    ADVANCE            122             0       0

6    LEAVE              122             0       0

7    TRANSFER           122             0       0

FLY_AGAIN           8    ASSIGN              24             0       0

9    ADVANCE             24             0       0

10    TEST                24             0       0

11    TRANSFER             0             0       0

EX_PLANE           12    TERMINATE          146             0       0

13    GENERATE           142             0       0

14    ENTER              142             0       0

15    ADVANCE            142             0       0

16    LEAVE              142             0       0

17    TERMINATE          142             0       0

18    GENERATE             1             0       0

19    TERMINATE            1             0       0

STORAGE            CAP. REM. MIN. MAX.  ENTRIES AVL.  AVE.C. UTIL. RETRY DELAY

AEROPORT            1    1   0     1      264   1    0.367  0.367    0    0

FEC XN   PRI         BDT      ASSEM  CURRENT  NEXT  PARAMETER    VALUE

290    1        1440.749    290      0     13

291    0        1445.367    291      0      1

292    0        2880.000    292      0     18

Вывод

Коэффициент загрузки взлётно-посадочной полосы равен 37%. Можно увеличить загрузку аэропорта.

Информация о работе