Оценка бизнеса – целенаправленный процесс определения в денежном выражении стоимости объекта с учетом потенциального и реального дохода, в конкретный момент времени и в условиях конкретного рынка.
Субъект оценки – профессиональные оценщики, обладающие специальными знаниями и практическими навыками.
К субъектам оценки предъявляются основные требования:
- профессионализм (через лицензирование, выдачу сертификатов и т.д.);
- опыт работы;
- личные качества (независимость);
- обязательность в выполнении условий заключенного с заказчиком договора.
Объект оценки – любой объект собственности с совокупными правами, которыми наделен его владелец – бизнес, компания, предприятие. Учитывает совокупность рыночных факторов – фактор времени, фактор риска, рыночную конъюнктуру, уровень конкуренции, среду обитания.
Основными факторами, определяющими процесс оценки являются:
- фактор времени (инфляционные процессы и оборачиваемость капитала);
- фактор риска – неопределенность, связанная с конъюнктурой рынка и т.д.
Объектами оценки могут быть:
- предприятие в целом;
- недвижимость предприятия;
- машинный парк;
- нематериальные активы;
- другие элементы в зависимости от целей и потребностей владельца.
Бизнес – это конкретная деятельность, главной целью которой является получение прибыли.
Экономической основой любого бизнеса являются: капитал – средства производства, факторы производства и т.д. А также нематериальные активы в виде фирменных знаков, технологий и т.д.
Особенности бизнеса как объекта оценки:
Бизнес становится объектом сделки, товаром со всеми присущими ему свойствами, но это товар особого рода, определяется следующими признаками:
1) Это инвестиционный товар, то есть товар, вложения в который осуществляются с целью отдачи в будущем. Затраты и доходы разъединены во времени, размер ожидаемой прибыли не известен, имеет вероятный характер.
2) Бизнес это система, но продаваться может как вся система в целом, так и отдельные элементы и подсистемы (тогда объектом становится не сам бизнес, а отдельные его составляющие).
3) Зависит от внешней и внутренней среды. Необходимость регулирования купли – продажи как сторонами, так и государством (стандарты и методики оценки на законодательно уровне).
Цель оценки заключается в определении какой – либо оценочной стоимости, для принятия решения клиентом. В целях:
- повышения эффективности управления предприятием;
- определения стоимости ценных бумаг;
- определения стоимости предприятия в случае его купли – продажи, реструктуризации;
- разработки плана развития предприятия;
- определения кредитоспособности предприятия;
- страхования;
- налогообложения (определения налогооблагаемой базы);
- принятия обоснованных управленческих решений;
- осуществления инвестиционного проекта развития бизнеса.
Таким образом, сторонами, заинтересованными в оценке бизнеса могут быть: акционеры, государство, инвесторы, кредиторы, управляющие, поставщики, страховые фирмы.
1.2 Виды стоимости, используемые при оценке
Стоимость это денежный эквивалент, который покупатель готов обменять на какой – либо объект или предмет.
Цена объекта – это цена конкретной сделки свершившейся на рынке.
В зависимости от цели проводимой оценки, качества и подбора учитываемых факторов рассчитываются различные виды стоимостей:
1 По степени рыночности:
1) Рыночная стоимость – это наиболее вероятная цена, которую объект может получить на рынке, исходя из ситуации на рынке на конкретную дату
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.