Вопросы № 1-51 для подготовки к экзамену по дисциплине "Концепции современного естествознания" (Механистическая картина мира и ее научная основа. Какие принципы и подходы необходимо реализовывать для решения проблемы выживания человечества?)

Страницы работы

Содержание работы

3.1 Список вопросов для подготовки  к экзамену.

1.Что представляет собой картина мира? Механистическая картина мира и ее научная основа.

2.Особенности революции естествознания в конце Х1Х – начале ХХ века. Как изменились взгляды на природу в связи с исследованием электромагнитных явлений и микромира?

3.В чем заключается системный взгляд на мир? Принципы научного метода познания природы.

4.Что нового вносит специальная теория относительности (СТО) в прежний принцип относительности классической механики? Новая мировая константа и экспериментальное определение ее величины.

5.Как изменяются величины главных параметров, характеризующие движение объекта в движущихся и покоящихся инерциальных системах? Экспериментальное подтверждение выводов СТО. Взаимосвязь массы и энергии.

6.Какие признаки позволяют отличать гравитационное поле от других физических полей? Эквивалентность инертной и тяжелой масс.

7.Назовите отличия трехмерного пространства от четырехмерного. Объясните понятие «кривизна пространства-времени». Геодезические линии в трех- и четырехмерном пространстве.

8.Дайте определение, показывающее взаимосвязь пространства-времени и материи. Экспериментальное подтверждение выводы общей теории относительности (ОТО).

9.Современная космология и ОТО. Что такое красное смешение в спектрах галактик? Перечислите и объясните главные характеристики современного состояния Вселенной.

10.Какие модели эволюции Вселенной предлагаются современной астрофизикой? Какие компоненты определяют плотность материи во Вселенной? Что такое «сингулярность»?

11.Опишите стандартную модель эволюции Вселенной. Приведите доказательства горячего происхождения Вселенной и Большого взрыва.

12.Покажите взаимосвязь между физическими взаимодействиями (полями) и возникновением микро-, макро- и мега- миров.

13.Опишите главные моменты, характеризующие предбиотическую, биологическую и экологическую эволюции.

14.В каких единицах определяют расстояния до звезд и галактик? Какими параметрами описывается состояние звезд?

15.Как могут эволюционировать звезды, и что определяет конечную стадию их эволюции?

16.Какие состояния вещества во Вселенной вы знаете? Дайте краткую характеристику каждого состояния.

17.Какие явления демонстрируют волновые и корпускулярные свойства микрообъектов? Что такое фотоны?

18.Что такое принцип неопределенности и принцип дополнительности в квантовой механике? Как интерпретируется детерминизм и индетерминизм современной наукой?

19.Что характеризует вероятность, и чем отличаются универсальные законы от  статистических?

20.Опишите законы сохранения величин, характеризующих вращающие системы. Какова связь этих законов со свойствами пространства и времени?

21.Какие типы симметрии в неживой и живой природе вы знаете?

22.Определите понятия: система, процесс, температура, тепловая энергия, внутренняя энергия и работа. Первый закон термодинамики.

23.Чем отличаются температурные шкалы Фаренгейт и Цельсия от физической шкалы температур? Какие явления наблюдаются вблизи температуры абсолютного нуля?

24.Дайте определение второго закона термодинамики. Какие процессы ведут к выравниванию температур? Что такое термодинамическое равновесие?

25.Что такое «энтропия»? Дайте характеристику закрытых и открытых систем. Как можно определить время существования системы и что такое «стрела» времени?

26.Какие факторы влияют на скорость протекания химических реакций? Поясните понятия химического равновесия и цепной реакции и приведите примеры.

27.Поясните принцип элементарного беспорядка в молекулярно-кинетической теории. Какова причина появления нерегулярностей в термодинамических процессах?

28.Дайте понятие динамического хаоса и фазового пространства. Определите понятие «катастрофы» и укажите на связь теории катастроф с самоорганизацией.

29.Какова взаимосвязь между самоорганизующейся критичностью и шумом мерцания?

Перечислите необходимые условия для начала процесса самоорганизации.

30.Назовите уровни организации живых структур. Перечислите основные классы органических веществ живых клеток.

31.Расскажите об элементарном составе белков и нуклеиновых кислот. Какова их пространственная структура?

32.Что такое «триплет», генетический код, геном и  генотип?

33.Какие могут быть механизмы изменения наследственной информации? Что такое клонирование?

34.Что такое онтогенетический уровень организации живого? Какие существуют типы клеточной организации и как могли возникнуть многоклеточные организмы? Трофическая дифференциация организмов.

35.Перечислите надорганизменные живые системы и поясните их главные составляющие. Какая роль трофических отношений в функционировании популяций и биоценозов?

36.Сравните принципы эволюции живых систем  Ч.Дарвина и современные представления о факторах эволюции.

37.Что такое синтетическая теория эволюции и как можно пронаблюдать за макроэволюцией? Основные правила макроэволюции. Понятие биологического прогресса.

38.Пути трансформации энергии живыми организмами. Понятие биотического круговорота. Что такое сукцессия биоценозов?

39.Какими факторами определяется динамика процессов в биосистемах?

40.Характеризуйте различные типы взаимоотношений в популяциях и биоценозах. Приведите примеры этих взаимоотношений.

41.Какие биотические факторы влияют на динамику эволюционного процесса в популяциях и сообществах?

42.Как могла образоваться планета Земля (гипотезы и факты)?

43.Раскажите о строении Земли и дайте краткую характеристику геосфер.

44.Какими методами изучают строение и химический состав Земли? Что такое геологический круговорот и из какие процессы его сопровождают?

45.Как рождаются континенты и каковы причины их движения?

46.Как определяется возраст горных пород и Земли в целом? Назовите главные периоды истории Земли? Когда появились живые организмы?

47.Объясните принципы классификации природных ресурсов.

48.Объясните связь научно-технического прогресса с изменением состояния окружающей среды.

49.Каковы основные причины экологического кризиса?

50.Какие аспекты включает «демографическая проблема» и каковы принципиальные подходы к ее решению?

51.Что такое ноосфера?  Какие принципы и подходы необходимо реализовывать для решения проблемы выживания человечества?

3.2 Список рекомендуемой основной и дополнительной литературы.

 Основная

1.Горбачев В.В., Безденежных В.М. Концепции современного естествознания. Учебное пособие. М.: Экономистъ, 2006. Гриф УМО.

2. Садохин А.П. Концепции современного естествознания. Учебник для студентов вузов. М.: Эксмо, 2007.

2.Горелов А.А. Концепции современного естествознания. Учебное пособие. М.: ЮРАЙТ-ИЗДАТ, 2009.

Похожие материалы

Информация о работе