Научное направление (школа) эк.мысли |
Исторический период |
Главные представители |
Кратко охарактеризовать основные идеи данного направления (достоинства и недостатки) |
Не школа Древний Восток |
Рабовладель-ческая эпоха |
Древний Восток |
Своды законов по искусству государственного управления экономикой жизни на основе опыта предыдущих поколений: - экономические воззрения органично связаны с особенностями хозяйственного строя этих стран, созданием государственных образований еще в период слабого развития рыночных отношений; - важную роль играли сложившиеся традиции и обычаи, жесткая регламентация форм и методов хозяйственной деятельности; - сложившийся социальный порядок был неизменен и тормозил прогрессивные сдвиги в развитии производства. |
Не школа Конфуцианство (Древний Китай) |
551 – 479 до н.э. |
Конфуций |
Основные категории: понятия благородного мужа (цзюнь-цзы), человеколюбия и правил ритуала. Управлять государством призваны благородные мужи во главе с государем - «сыном неба». Благородный муж – образец нравственного совершенства, человек, который всем своим поведением утверждает нормы морали. Воспитание подданных – важнейшее государственное дело, и осуществлять его надо силой личного примера. «Управлять – значит поступать правильно». Против управления на основе законов. Осуждает правителей, делавших ставку на устрашающие правовые запреты, и выступает за сохранение традиционных религиозно-моральных методов воздействия на поведение китайцев. Проповедует нормы поведения в обществе, основанные на почитании старейших, подчинении правителям, которым предписывалось управлять и воспитывать народ. Каждому члену общества было определено то или иное место в социальной иерархии, и этому он должен был следовать в своих делах и поступках. |
Не школа Древняя Греция |
430 – 335 до н.э. |
Ксенофонт Афинский |
Первый экономист (труды: «Домострой» ,«Экономика»). Учил, как правильно организовать рабовладельческое хозяйство с целью прибыли. |
384 – 322 до н.э. |
Аристотель |
Основоположник формальной логики. Создал всестороннюю систему философии, охватившей все сферы человеческого развития: социологию, философию, политику, логику, физику. Разделил экономику на 2 части: производство необходимых для жизни товаров и услуг (экономика); искусство обогащения спекуляции наживать состояние в денежном виде (хриматистика). |
|
Не школа Древний Рим |
Древний Рим |
Экономические отношения стали строиться не на традициях или обычаях, а на нормах права (главное достижение Рима). Римские юристы создали стройную систему законодательных норм, охватывающих широкий спектр экономических взаимоотношений, и норм, пригодных к различным социальным системам, основанным на частной собственности и рыночных отношениях. Впоследствии римские «институции» и «кодексы» были положены в основу законодательных установлений в странах Европы. |
|
Меркантилизм Европа |
XV – XVI вв. |
Европа |
Великие географические открытия дали импульс эпохе первоначального накопления капитала, развития международной торговли, образования колониальных империй. Появляется торговая буржуазия. По мере развития товарно-денежных отношений, все больший интерес стали проявлять к стоимостной форме богатства, и в частности к наиболее развитой его форме – денежной. Черты: - богатство отождествляется с деньгами (монетами), государство тем богаче, чем больше у него монет; - накопление денег может и должно быть достигнуто с помощью государственной власти; - анализируется только сера денежного обращения. Значение: - не представлял собой собственно научное направление, но носил исторически прогрессивный характер; - идеи меркантилизма содействовали развитию капиталистических отношений в промышленности, сельском хозяйстве и торговле. - ограниченность теории меркантилистов связана с тем, что исследовалась |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.