Научные направления (школы) экономической мысли и их краткая характеристика

Страницы работы

8 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Научное направление (школа) эк.мысли

Исторический период

Главные представители

Кратко охарактеризовать основные идеи данного направления (достоинства и недостатки)

Не школа

Древний Восток

Рабовладель-ческая эпоха

Древний Восток

Своды законов по искусству государственного управления экономикой жизни на основе опыта предыдущих поколений:

- экономические воззрения органично связаны с особенностями хозяйственного строя этих стран, созданием государственных образований еще в период слабого развития рыночных отношений;

- важную роль играли сложившиеся традиции и обычаи, жесткая регламентация форм и методов хозяйственной деятельности;

- сложившийся социальный порядок был неизменен и тормозил прогрессивные сдвиги в развитии производства.

Не школа

Конфуцианство (Древний Китай)

551 – 479 до н.э.

Конфуций

Основные категории: понятия благородного мужа (цзюнь-цзы), человеколюбия и правил ритуала. Управлять государством призваны благородные мужи во главе с государем - «сыном неба». Благородный муж – образец нравственного совершенства, человек, который всем своим поведением утверждает нормы морали.

Воспитание подданных – важнейшее государственное дело, и осуществлять его надо силой личного примера. «Управлять – значит поступать правильно».

Против управления на основе законов. Осуждает правителей, делавших ставку на устрашающие правовые запреты, и выступает за сохранение традиционных религиозно-моральных методов воздействия на поведение китайцев.

Проповедует нормы поведения в обществе, основанные на почитании старейших, подчинении правителям, которым предписывалось управлять и воспитывать народ. Каждому члену общества было определено то или иное место в социальной иерархии, и этому он должен был следовать в своих делах и поступках.

Не школа

Древняя Греция

430 – 335 до н.э.

Ксенофонт Афинский

Первый экономист (труды: «Домострой» ,«Экономика»).

Учил, как правильно организовать рабовладельческое хозяйство с целью прибыли.

384 – 322 до н.э.

Аристотель

Основоположник формальной логики. Создал всестороннюю систему философии, охватившей все сферы человеческого развития: социологию, философию, политику, логику, физику. Разделил экономику на 2 части: производство необходимых для жизни товаров и услуг (экономика); искусство обогащения спекуляции наживать состояние в денежном виде (хриматистика).

Не школа

Древний Рим

Древний Рим

Экономические отношения стали строиться не на традициях или обычаях, а на нормах права (главное достижение Рима). Римские юристы создали стройную систему законодательных норм, охватывающих широкий спектр экономических взаимоотношений, и норм, пригодных к различным социальным системам, основанным на частной собственности и рыночных отношениях. Впоследствии римские «институции» и «кодексы» были положены в основу законодательных установлений в странах Европы.

Меркантилизм

Европа

XV – XVI вв.

Европа

Великие географические открытия дали импульс эпохе первоначального накопления капитала, развития международной торговли, образования колониальных империй. Появляется торговая буржуазия. По мере развития товарно-денежных отношений, все больший интерес стали проявлять к стоимостной форме богатства, и в частности к наиболее развитой его форме – денежной.

Черты: - богатство отождествляется с деньгами (монетами), государство тем богаче, чем больше у него монет;

- накопление денег может и должно быть достигнуто с помощью государственной власти;

- анализируется только сера денежного обращения.

Значение: - не представлял собой собственно научное направление, но носил исторически прогрессивный характер;

- идеи меркантилизма содействовали развитию капиталистических отношений в промышленности, сельском хозяйстве и торговле.

- ограниченность теории меркантилистов связана с тем, что исследовалась

Похожие материалы

Информация о работе