При определении набора контрольных вопросов главное - не бояться ставить под сомнение любые стороны рассматриваемой проблемы.
Сущность его заключается в том, что любая технология, любое устройство, любая методика слагаются обычно из значительного числа составных частей. Их взаимосвязи, как правило, имеют устоявшийся традиционный характер, а их развитие и совершенствование в большинстве случаев, не затрагивают сложившиеся структуры и лишь предполагают добавление к ним дополнительных элементов.
Метод расчленения предполагает определение роли каждого элемента системы при достижении конечного назначения природоохранного мероприятия, конструкции аппарата, организационной структуры. Очень удачно, если удается оценить количественно, какие затраты связаны с созданием каждого элемента структуры и каков вклад каждого элемента в ожидаемый конечный результат.
Выполнение подобного анализа нередко показывает бесполезность или, наоборот, особую значимость отдельных элементов, которым по традиции придается очень большое значение, определяется целесообразность введения новых элементов и блоков, а нередко и принципиальное изменение большинства составных частей и системы в целом.
Определенный недостаток поиска новых решений по традиционной методике заключается, во-первых, в том, что появляющаяся идея сразу же анализируется, обсуждается, оцениваются условия ее реализации. Однако, характер мышления при выдвижении идей и их анализе различен. Поэтому при немедленном обсуждении первой же выдвинутой идеи очень многие альтернативные предложения просто не появятся. Во-вторых, каждая обсуждаемая идея вызывает критические замечания, которые в определенной мере ущемляют самолюбие их авторов и удерживают других участников обсуждения от выдвижения слишком смелых и нестандартных идей.
Метод "мозгового штурма" позволяет разделить стадии выдвижения идей и их обсуждения. Он одновременно отделяет выдвигаемые идеи от их авторов и тем самым снимает боязнь критики.
Та или иная проблема обсуждается группой людей. Руководитель программы на первом этапе должен четко сформулировать задачу и, отвечая на все вопросы, убедиться в том, что она правильно понята участниками обсуждения.
Второй этап - это выдвижение предложений. Могут выдвигаться любые предложения, даже, на первый взгляд, нелепые. Все предложения записываются без упоминания их авторов. При этом возможно развитие и дополнение сделанных ранее предложений.
Руководитель обсуждения должен следить за тем, чтобы во время выдвижения предложений не было даже скрытой критики (смех) и попыток их обсуждения. Авторы предложений на этой стадии не должны отвечать на какие-либо вопросы (кроме уточнения формулировок). Длительность второго этапа может быть определена заранее (скажем 5-10 минут).
Третий этап - это обсуждение всех выдвинутых предложений и выбор наилучшего.
Возможны различные варианты "мозгового штурма". Это может быть и цепь мозговых штурмов, приводящая к последовательному разбору ряда этапов проблемы, постепенному углублению анализа с переходом от решения общих вопросов к уточнению деталей.
Возможен "мозговой штурм" по принципу "от обратного", когда определяется, что именно в наибольшей мере мешает разрешить данную проблему. По разному можно определять содержание поставленной задачи. Иногда, как в "синектическом методе", вопрос может быть поставлен широко и не очень конкретно, чтобы не связывать участников обсуждения привычным решением узкой конкретной задачи.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.