· Описать схему эксперимента. Какие элементы применены в ней? Какие измерительные приборы используются и в какие цепи они включены?
· Почему перед результатом в форм. 3.1 стоит минус?
· Рассчитать коэффициент усиления каскада по соотношению амплитуд, так и по отношению величин сопротивления обратной связи R2 к входному сопротивлению R1 в безразмерных единицах и децибелах.
· Изменить на схеме значение любого из сопротивлений, сделав их равными. Осциллографировать входной и выходной сигналы. Каков коэффициент усиления в данном случае и как называется данная схема?
Составить отчет.
Лабораторная работа №4. «Неинвертирующий усилитель на ОУ».
Модифицируйте схему предыдущей лабораторной работы в рабочем окне запущенной программы «MultiSim» (аналогично рис. 4.1).
Сигнал при инвертирующем включении подается на прямой вход ОУ «+».
При неинвертирующем включении коэффициент усиления по напряжению «идеального» усилителя равен:
(4.1)
Рис. 4.1. Принципиальная электрическая схема моделирования работы операционного усилителя в прямом (неинвертирующем) включении
Задание к лабораторной работе №4
Запустить схему на моделирование. Настроить осциллограф - добиться получения входного и выходного сигналов на экране. Измерить их амплитуду маркерами.
Ответить на следующие вопросы:
· Рассчитать коэффициент усиления каскада по соотношению амплитуд, так и по отношению величин сопротивления обратной связи R2 к входному сопротивлению R1 в безразмерных единицах и децибелах.
· Удалить из схемы резисторы, определяющие коэффициент усиления каскада (аналогично рис. 4.2). При этом выходной сигнал ОУ подается непосредственно на инверсный вход. Определить коэффициент усиления, измерив амплитуды входного и выходного сигналов, а так же по форм. 4.1. Дать название данной схеме.
· Синфазны или противофазны входной и выходной сигнал в данной схеме?
Рис. 4.2. Принципиальная электрическая схема моделирования работы операционного усилителя в прямом (неинвертирующем) включении со 100% обратной отрицательной связью
Составить отчет.
Лабораторная работа №5. «Сумматор на ОУ».
Нарисуйте в рабочем окне запущенной программы «MultiSim» принципиальную схему на операционном усилителе (ОУ) (аналогично рис. 5.1), вставив значения элементов из соответствующего номера задания из таблицы, выданной преподавателем.
Поскольку моделирование данной схемы будет производиться на постоянном токе, то в качестве измерительного прибора удобнее применять вольтметр, взятый с панели виртуальных приборов.
Выходной сигнал сигнал сумматора описывается выражением 5.1.
Рис. 5.1. Принципиальная электрическая схема моделирования работы операционного усилителя в качестве сумматора
Задание к лабораторной работе №5
Запустить схему на моделирование. Снять показания с вольтметра.
Ответить на следующие вопросы:
· Какая из двух основных схем включения ОУ применена в данном случае?
· Рассчитать значение выходного напряжения по форм. 5.1. Сравнить его с измеренным напряжением при моделировании работы схемы.
· Изменить направление включения источника питания V1. Повторить предыдущий пункт задания в данном включении.
Составить отчет.
Лабораторная работа №6. «Мультивибратор»
Нарисуйте в рабочем окне запущенной программы «MultiSim» принципиальную схему мультивибратора на двух биполярных транзисторах (аналогично рис. 6.1).
Рис. 6.1. Принципиальная электрическая схема моделирования работы мультивибратора
Для визуального наблюдения за работой схемы в процессе моделирования в схему добавлены 2 индикатора X1 и X2 (любого из 4 предложенных на выбор цветов).
Базовый ток транзисторов задается двумя переменными резисторами R3 и R4. При нажатии на клавишу в процессе моделирования происходит дискретное изменение (5% по умолчанию) сопротивления этих резисторов. На каждый резистор в его меню задается клавиша на клавиатуре, при нажатии на которую происходит увеличение его номинала. Уменьшение сопротивления происходит при нажатии этой же клавиши при нажатой клавиши «Shift».
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.