Постановка звука «Л». Правильная артикуляция

Страницы работы

12 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

ГЛАВА 4. Постановка сонорных звуков

( Л , Л \ Р , Р * )

Постановка звука «Л»

Правильная артикуляция

Губы — разомкнуты.

Зубы — сближены на расстоянии

2-4 мм.

Язык — кончик языка поднят и упирается в верхние резцы, верхняя часть языка опущена, боковые края языка не смыкаются с коренными зубами, корневая часть поднята —

«седло».

Голосовые складки — сомкнуты, вибрируют.

Воздушная струя — сильная, толчкообразная.

Круг в данном случае обозначает нейтральное положение губ. Фигура в центре напоминает букву «Л» — язык поднят вверх, но боковые края не смыкаются с верхними коренными зубами, т.е. по бокам остаются проходы для выдыхаемого воздуха.

Кончик языка находится у верхних резцов — (.) вверху фигуры.

При произношении звука «Л» могут быть следующие нарушения:

1. Звук «Л» отсутствует в речи ребенка (ламбдацизм).

2 Звук «Л» заменяется. Наиболее распространенными являются следующие виды параламбдацизма или замен:

- на «в» (губно-зубной параламбдацизм);

- на «а», «у», «ы» и другие гласные;

- на «н» (язычно-зубной параламбдацизм);

- на «Г» (задненебный параламбдацизм);

- на «й» (средненебный параламбдацизм).

3. Звук «Л» искажается. Наиболее распространенными являются следующие виды искажений:

- носовое произношение (носовой ламбдацизм);

- межзубное произношение (межзубный ламбдацизм);

Звук «Л» отсутствует

Ребенок говорит так: «ошадь» — вместо «лошадь»,

«коос» — вместо «колос», «поше» — вместо «пошел».

В подготовительном этапе постановки звука «Л» в артикуляционную гимнастику включить следующие упражнения.

Упражнения для губ: «Заборчик», «Улыбочка» — «Трубочка

», артикулирование гласных звуков: «А», «О», «У». Удержание губ в течение одного выдоха в округленном положении и т.д.

Упражнения для языка: «Болтушка» (включить голос, напряженным кончиком языка водить по небу взад-вперед), «Индюк

» (включить голос, производить поглаживающие движения по верхней губе. Слышится — бл-бл — индюк балабочет),

«Лопаточка», «Почистим зубы», «Качели», «Вкусное варенье»,

«Чашечка», «Маляр», «Приклей конфетку», «Накажем непослушный язык», «Покусывание языка», «Лошадка», «Грибок»,

«Гармошка» и т.д.

Упражнения для выработки воздушной струи: «Охотник идет по болоту» (прикусить язык, с силой выдыхать воздух при этом пальцами рук нажимать на щеки. Слышатся хлопающий звук — шаги охотника по болоту), «Чей мяч улетит дальше?»,

«Фокус», упражнение с «султанчиком», со снежинками, с лисгиками, бабочками и т.д.

Есть несколько способов постановки звука «Л».

1. По подражанию.

а) Ребенка просят округлить губы, поднять язык к верхним резцам, включить голос и подавать воздушную струю небольшими импульсами (толчкообразно).

б) Просят сделать язык похожим на блинчик, затем прикусить его кончик резцами. Обратите внимание ребенка на то, что язык, как «блинчик» на тарелке. Повторить это упражнение перед зеркалом несколько раз. Когда ребенок освоит это упражнение, приступите к постановке звука «Л» при межзубном положении. Предложите ребенку произносить звук «А» («У», «Ы») в тот момент, когда он отпускает язык после прикусывания.

Повторить это упражнение перед зеркалом несколько раз. Убыстряя темп выполнения упражнения, слышим сначала слоги ал-ал-ал, затем — ла-ла-ла. Затем просят ребенка поднять кончик языка к «бугоркам» и, прижимая его к альвеолам, произносить слоги лы-лы-лы.

В сочетании со звуком «Ы» звук «Л» звучит особенно четко.

2. По подражанию с введением игровых приемов:

- самолет летит и гудит (л-л-л);

- девочка поет песенку (л-л-л);

3. По подражанию с применением моделей.

4. От опорных звуков. Для звука «Л» это два звука: «Ы»

и «Т». При произнесении звука «Ы» происходит подъем средней части языка к небу. При произнесении звука «Т» — кончик языка поднимается к коренным резцам.

Когда опорные звуки отработаны, попросить ребенка быстро произнести сочетание звуков «ыа», «уа» («У», «Ы» имеют верхний подъем языка, «Ы» — средний ряд, «У» — задний).

Когда прикусываем кончик языка, мы вызываем подъем переднесредней части языка к верхним резцам, образуется смычнопроходной звук, напоминающий «Л». При данном методе постановки параллельно отрабатывается подъем кончика языка кверху (звук «Т»).

5. От артикуляционного уклада.

а) От межзубного. Просят ребенка прикусить кончик языка, подуть на него и погудеть.

б) «Болтушка». Напряженным загнутым кончиком языка с включением голоса водить (скрести) по небу взад-вперед то медленно, то быстро. Зубы разомкнуты на ширину пальца. Губы открыты и не закрывают зубов. Челюсти должны быть неподвижны, работает только язык. Могут быть следующие неточности: кончик языка не достает до нёба, скребет в пространстве, и, цель упражнения не достигается;

губы и зубы сближены, поэтому отсутствует ясность звучания; упражнение проводится без включения голоса, поэтому слышится глухой звук, а он должен быть ЗВОНКИЙ.

в) «Индюк» (включить голос, производить поглаживающие движения по верхней губе. Слышится — бл-бл —

индюк балабочет).

г) Сделать язык «чашечкой» и поднять его к альвеолам, как в предыдущем упражнении. Включить голос. Язык должен быть неподвижен. Слышится длительный звук

«Л». Губы овальной формы, зубы разомкнуты и вместе с челюстью неподвижны. Контроль ладонью руки: ощущается теплый поток воздуха.

6. Механическим способом, а) Зондом-рамкой от «Л*».

В случае, когда звук «Л» заменяется другими звуками, особое внимание надо обратить на развитие фонематического слуха, на умение ребенка различать звук «Л» и его заменитель, осознавать разницу в их артикуляции, четко выполнять движения языком, необходимые для правильного произношения звука «Л».

В данном случае трудность заключается в том, что, уже научившись произносить звук «Л» правильно, ребенок продолжает слышать заменяемый звук, поэтому работа с моделями, картинками-символами должна вестись и после постановки звука «Л».__

Звук «Л» заменяется на звук «А»

Схема работы

1. Развитие фонематического слуха.

Подготовить модели артикуляции звуков.

Проводим игры с моделями по различению этих звуков.

2. Артикуляционная гимнастика (та же, что и при отсутствии

«Л»).

3. Постановка по подражанию.

Объясняем разницу в артикуляции звука «Л» и его заменителя.

При произнесении звука «А» губы округлены, воздушная струя при прохождении на своем пути преград не встречает.

При произнесении звука «Л» кончик языка у верхних резцов, передняя часть языка опущена, боковые края языка не смыкаются с коренными зубами, воздушная струя проходит по краям языка. Прислонив ко рту руку, ребенок может ощутить сильную, толчкообразную, теплую, рассеченную языком струю.

а) По подражанию с введением игровых приемов:

- лягушка квакает (а-а-а);

- девочка плачет (л-л-л);

- самолет летит и гудит (л-л-л).

б) По подражанию с применением моделей.

Объяснить ребенку разницу в произнесении звуков на примере моделей. При произнесении звука «Л» — кончик языка у верхних резцов, боковые края не смыкаются с коренными зубами, по бокам остаются проходы для выдыхаемого воздуха

— фигура напоминает букву «Л». Кончик языка находится у верхних резцов — (.) вверху фигуры, а при замене на звук

«А» язык находится внизу рта, воздух свободно проходит через рот. Колокольчик означает, что звук звонкий.

Звук «Л» заменяется на звук «У»

Схема работы

1. Развитие фонематического слуха.

Подготовить модели артикуляции звуков

Проводим игры с моделями по различению этих звуков.

2. Артикуляционная гимнастика (та же, что и при отсутствии

«Л»).

3. Постановка по подражанию.

Объясняем разницу в артикуляции звука «Л» и его заменителя.

При этом нарушении активное участие в образовании звука принимают губы, а не язык. Часто этот дефект остается незамеченным, т.к. ребенок, произнося звук «Л», вытягивает губы вперед, как при звуке «У», а затем быстро переходит к следующему звуку в слове и слушающий не успевает заметить, как произносится звук. Легче распознается данный дефект при изолированном произношении звука. Ребенку нужно объяснить, что губы не должны двигаться. Логопед сам произносит звук, и ребенок, смотря в зеркало, тоже произносит звук. Обратите внимание ребенка на разницу, затем объясните правильную артикуляцию. Ребенок округляет и напрягает губы. Далее просят поработать ребенка язычком. Поднять язык к «бугоркам», сильно нажать на них, «включить» голос, и быстро отвести язык. Ребенок несколько раз повторяет упражнение.

а) По подражанию с введением игровых приемов:

- ветер воет (у-у-у);

- волк воет (у-у-у);

- девочка плачет (л-л-л);

- самолет летит и гудит (л-л-л).

б) По подражанию с применением моделей.

Объяснить ребенку разницу в произнесении звуков на примере моделей. При произнесении звука «Л» — кончик языка у верхних резцов, боковые края не смыкаются с коренными зубами, по бокам остаются проходы для выдыхаемого воздуха

— фигура напоминает букву «Л». Кончик языка находится у верхних резцов — (.) вверху фигуры, а при замене на звук «У»

язык находится внизу рта, воздух свободно проходит через рот, губы вытянуты вперед. Колокольчик означает, что звук звонкий. Далее вызываем звук «Л».

Звук «Л» заменяется на звук «Ы»

Схема работы

1. Развитие фонематического слуха.

Подготовить модели артикуляции звуков.

Проводим игры с моделями по различению этих звуков.

2. Артикуляционная гимнастика (та же, что и при отсутствии

«Л»),

3. Постановка по подражанию.

Объясняем разницу в артикуляции звука «Л» и его заменителя.

а) По подражанию с введением игровых приемов:

- медведь рычит (ы-ы-ы);

- девочка плачет (л-л-л);

- самолет летит и гудит (л-л-л).

б) По подражанию с применением моделей.

Объяснить ребенку разницу в произнесении звуков на примере моделей.

При произнесении звука «Ы» губы растянуты, на модели широкий прямоугольник, воздушная струя проходит без преград, голосовые складки работают — на модели колокольчик.

При произнесении звука «Л» — кончик языка у верхних резцов, боковые края не смыкаются с коренными зубами, по бокам остаются проходы для выдыхаемого воздуха — фигура напоминает букву «Л». Кончик языка находится у верхних резцов — (.) вверху фигуры. Колокольчик означает, что звук звонкий. Обратить внимание ребенка на разницу, затем объяснить правильную артикуляцию. Ребенок округляет и напрягает губы. Далее просим поработать ребенка язычком. Поднять язык к «бугоркам», сильно нажать на них, «включить»

голос и быстро отвести язык. Ребенок несколько раз повторяет упражнение, слышим звук «Л».

Замены звука «Л» на звук «В»

Схема работы

1. Развитие фонематического слуха.

Подготовить модели артикуляции звуков.

Проводим игры с моделями по различению этих звуков.

2. Артикуляционная гимнастика (та же, что и при отсутствии

«Л»).

3. Постановка по подражанию.

При замене звука «Л» на «В» обратить внимание на движение губ, которые, образуя с зубами щель, принимают участие в образовании звука. При замене «Л» на «В» необходимо затормозить движения нижней губы. Для этого ребенка учат сначала опускать ее, обнажая зубы, и удерживать в таком положении под счет от 3 до 5, потом поднимать к верхним резцам.

Эти движения повторяют несколько раз. Если у ребенка не получается, используют механическую помощь: опускают и поднимают нижнюю губу указательным пальцем, поставленным под нее.

а) По подражанию с введением игровых приемов:

- ветер дует (в-в-в);

- девочка плачет (л-л-л);

- самолет летит и гудит (л-л-л).

б) По подражанию с применением моделей.

Объяснить ребенку разницу в произнесении звуков на примере моделей.

При произнесении звука «Л» губы в нейтральном, спокойном положении на модели—круг, кончик языка вверху на модели

— (.) вверху круга, боковые края языка не касаются резцов, в результате чего остаются проходы для выдыхаемого воздуха —

на модели фигура, напоминающая букву «Л». При произнесении звука «В» нижняя губа приближена к краям верхних резцов, верхняя слегка приподнята, посередине остается узкая щель для прохождения воздуха, — на модели фигура напоминает дугу.

Кончик языка отходит от нижних резцов— (.) ниже фигуры.

Колокольчик означает, что звук звонкий. Обратить внимание ребенка на разницу, затем объяснить правильную артикуляцию.

Ребенок округляет и напрягает губы. Далее просим поработать ребенка язычком. Поднять язык к «бугоркам», сильно нажать на них, «включить» голос, и быстро отвести язык. Ребенок несколько раз повторяет упражнение, слышим звук «Л».

Звук «Л» заменяется на звук «И»

Схема работы

1. Развитие фонематического слуха.

Подготовить модели артикуляции звуков, которые ребенок заменяет.

Проводим игры с моделями по различению этих звуков.

2. Артикуляционная гимнастика (та же, что и при отсутствии

«Л»).

3. Постановка по подражанию.

Объяснить ребенку разницу в произнесении звуков. Основное внимание обратить на разницу в положении языка и воздушную

Похожие материалы

Информация о работе