Государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный областной социально-гуманитарный институт» Педагогический факультет Кафедра Начального и дошкольного и специального образования
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дополнительной специальности «Логопедия»
на тему: Проблема дисграфии у детей младшего школьного возраста и методы её коррекции
Курсовая работа студента
4 (4) курс, заочного отделения
спец. «Педагогика и методика
начального образования»
с дополнительной специализацией «Логопедия»
Научный руководитель
кандидат педагогических наук,
доцент
Коломна, 2014
Содержание
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы формирования письменной речи у детей и современный взгляд на проблему дисграфии…………………………………5
1.1 Письмо как вид деятельности: особенности, структура, операции процесса письма…………………………………………………………………5
1.2 Понятие о дисграфии: определение, симптоматика, классификация..10
1.3 Дисграфия на основе нарушения фонематического анализа и синтеза у младших школьников (акустическая дисграфия)………………….…….…..15
Глава 2. Логопедическая работа по преодолению и коррекции дисграфии……………………………………………………………………….20
2.1 Основные подходы к вопросу о логопедической работе при специфических нарушениях письма…………………………………………..20
2.2. Методические рекомендации по устранению дисграфии на основе нарушения языкового анализа и синтеза……………………………………...25
Заключение……………………………………………………………………...30
Список использованной литературы……………………………………….….33
Введение
Актуальность темы исследования. В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. Проблема нарушений письма и чтения - одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися.
Интерес к выявлению такого рода проблем в раннем возрасте, предупреждение и коррекция нарушений письма (дисграфия) у детей обусловлен тем, что письмо как деятельность играет важную роль в жизни человека.
Актуальность данной темы заключается в том, что нарушение письма является наиболее распространенной формой речевой патологии у учащихся младших классов. В настоящее время в отечественной логопедии освещены вопросы симптоматики, механизмов дисграфии, структуры этого речевого расстройства, разработаны как общие методологические подходы, так и направления, содержание и дифференцированные методы коррекции различных видов дисграфии (Р.И. Лалаева, Е.А. Логинова, Е.В. Мазанова и т.д.). Известно, что нарушения формирования письма препятствуют успешности обучения, эффективности школьной адаптации, часто вызывают вторичные психические наслоения, отклонения в формировании личности ребенка, а специфическое расстройство письма (дисграфия) влечет за собой и трудности в овладении орфографией, особенно при усвоении сложных орфографических правил.
Объект исследования: младшие школьники с нарушением письма (дисграфия)
Предмет исследования: направления коррекционной работы при нарушении языкового анализа и синтеза у младших школьников
Цель исследования: теоретически обосновать необходимость проведения работы по коррекции дисграфии с младшими школьниками.
Задачи исследования:
· Изучить литературу – логопедическую, методическую и психологическую;
· Раскрыть сущность понятия «дисграфия» и её особенности;
· Изучить направления коррекционной работы по этой теме и разработать методические рекомендации.
Методы исследования:
Теоретический (психолого-педагогической, логопедической литературы, методических рекомендаций).
Структура работы: включает в себявведение, две главы, заключение, а также список использованной научной литературы по данной теме.
Глава 1. Теоретические основы формирования письменной речи у детей и современный взгляд на проблему дисграфии
1.1 Письмо как вид деятельности: особенности, структура, операции процесса письма
Согласно общепринятому определению, письмо - знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью начертательных (графических) элементов передавать речевую информацию на расстоянии и закреплять её во времени.
Устная речь формируется первой, в то время как письменная использует
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.