Эволюция банковской системы России. Сущность, формы и роль конкуренций в рыночной экономике. Причины, история возникновения и виды монополий

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Российская академия народного хозяйства и государственной службы

при Президенте Российской Федерации»

Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина

Факультет государственного и муниципального управления

Специальность 38.05.02 «Таможенное дело»

Кафедра экономики и таможенного дела

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Экономическая теория»

на тему:

«Эволюция банковской системы России»

Автор работы:

Студент 1 курса 107 группы  очной формы обучения

Руководитель работы:

Доцент кафедры экономики и таможенного дела

Подпись_____________

«___»_____________ 2016 г.

Саратов 2016

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3

Глава 1. Сущность, формы и роль конкуренций в рыночной экономики………………………………………………………………………5  

1.1 Сущность и формы конкуренции………………………………………….5

1.2 Роль конкуренций в рыночной экономике……………………………......7

Глава 2 .Причины, история возникновения и виды монополий…….....10

2.1 Причины и история возникновения монополий……………………….....10

2.2 Виды монополий………………………………………………………..…..11

Глава 3 .Монополия и конкуренция в экономике Российской федераций………………………………………………………………………15 

3.1 Развития конкуренций в экономике Российской федераций..................15

3.2 Ограничение монополистической деятельности на товарных рынках Российской федераций………………………………………………………....17

Заключение.................................................................................................22

Список используемой литературы............................................................25

Введение

Главной особенностью рыночной экономики является свобода выбора: производитель свободен в выборе производимой продукции, потребитель – в приобретении товара, работник – в выборе места работы и т.д. Но свобода выбора не обеспечивает экономического успеха автоматически. Он завоевывается в конкурентной борьбе.    

Конкуренция – ключевая категория рыночных отношений. Она выступает в различных формах и осуществляется разными способами.     

Как свидетельствуют общие и специальные энциклопедические словари и справочники, конкуренция (от лат. concurrere – сталкиваться) – это соперничество между участниками рыночной экономики за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.                                               Термин, заметим, древний, латинский, как и само явление, определяемое этим термином. Впрочем, конкуренция древнее. Ее глубинные корни состоят в необходимости постоянного ведения борьбы за существование, за относительно лучшие условия жизни, крайней формой которой можно считать борьбу за выживание.                                           Конкуренции на базе коллективизма и планомерности не бывает. Конкуренция не может быть ни капиталистической, ни социалистической, ни феодальной, ни рабовладельческой, ни первобытнообщинной. Нужно быть готовым к разнообразным методам рыночного соперничества, в том числе и к банкротству предприятий, которое неизбежно повлечет за собой и безработицу. Надо иметь в виду и возможность социального расслоения общества, доходящего до его поляризации.

В данной курсовой работе применен своеобразный универсальный подход к освещению теории конкуренции и монополии, их видов, особой роли и функционировании. Таким образом, конкуренция занимает главенствующее положение в экономике любого государства, но имеет самые различные формы. Значение конкуренции в экономике какой либо страны определяется также уровнем экономического развития страны, ее положением и влиянием в международной сфере рыночных отношений. Проблема монополизма в экономике вызывает интерес экономистов на протяжении почти всего двадцатого столетия. Эта тема была и останется актуальной до тех пор, пока существуют мировые экономические гиганты, прочно занимающие монополистическое место в производстве. Поэтому она и была выбрана для написания курсовой работы.                                      К монополиям можно относится по-разному, общество борется с ними более ста лет, однако нельзя видеть в монополиях все мировое зло или считать только их основой экономического благосостояния.                 Актуальность проблемы естественных технологических монополий связана с тем влиянием, которое оказывают данные экономические субъекты на российскую экономику. Главными направлениями этого влияния являются:

- ухудшение инвестиционного климата в стране;

- рост инфляции издержек в экономике (рост цен на продукцию естественных технологических монополий):

- угроза сепаратизма в ряде российских регионов в случае, если часть естественных технологических монополий на федеральном уровне выйдет из-под единого руководства.                                                                      В России за годы экономических преобразований сложилась особая, непонятная для всего мира система экономического хозяйствования. В соответствии с этим действие конкурентных закономерностей хаотично и имеет свои особые формы.

Глава 1. Сущность, формы и роль конкуренций в рыночной экономики.

1.1 Сущность и формы конкуренции

Конкуренция - один из самых сильных побудителей активизаций экономической деятельности, главный рычаг ускорения научно-технического прогресса и поиска прогрессивных  форм организаций труда, основное условие роста эффективности и качества труда.     Конкуренция возникла одновременно с товарным производством однако лишь при капитализме она превратилась в главный рычаг рыночного регулирования общественного производства. К середине 19в. Получил широкое развитие рынок со свободной конкуренци.не регулируемый государством.[1]      В этот период четко определились две основные формы конкуренций-внутриотраслевая и межотраслевая.    Внутри отраслевая конкуренция-конкуренция между товаропроизводителями одной и той же отрасли, , когда предприятия с более высокой, чем средняя, производительностью труда получают дополнительную прибыль, а технически и организационно отсталые предприятия, наоборот, теряют часть индивидуальной стоимости производимых ими товаров и разоряются. Внутриотраслевая конкуренция стимулирует па предприятиях развитие

Похожие материалы

Информация о работе