Коституционная ответственность. Понятие конституционной ответственности, ее признаки и источники. Отличительные черты конституционной ответственности

Страницы работы

Фрагмент текста работы

граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства. Правовой статус человека (физического лица) в качестве участника конституционных правоотношений определяется прежде всего принадлежностью его к гражданству Российской Федерации. Если граждане Российской Федерации обладают всеми правами и свободами в полном объеме, то правосубъектность иностранцев ограничена. Так, иностранные граждане лица без гражданства не обладают политическими правами и свободами (например, правом на участие в референдуме, правом избирать и быть избранными), ограничено их участие в экономической деятельности на территории Российской Федерации, они не несут воинскую обязанность и т.д. Критерием участия граждан в конституционных правоотношениях является также возраст. В полном объеме гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять свои права и обязанности с 18 лет (ст. 60 Конституция РФ).[11]  Так, именно достижение совершеннолетия является для осуществления права на участие в референдуме, избирательных правах, права быть учредителем общественного объединения, права быть членом политической партии. С учетом характера и значения отдельных видов правоотношений участие в них гражданина может быть дополнительно ограничено с помощью возрастного критерия. Так, депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года, (ст.97 Конституции РФ).[12] Президентом РФ - гражданин Российской Федерации, которому исполнилось 35 лет (ст. 81 Конституции РФ).[13]Судьей Конституционного Суда Российской Федерации может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назначения возраста не менее 40 лет, при этом предельный возраст пребывания к должности судьи Конституционного Суда Российской Федерации – 70 лет.[14] Конституцией (уставом) или законом субъекта  Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации права быть избранным в орган государственной власти или местного самоуправления, связанные с достижением гражданином определенного возраста , причем устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может превышать 21 года, а установление максимального возраста не допускается. Нормы конституционного права связывают невозможность участие гражданина в определенных конституционных правоотношениях и с другими обстоятельствами: лишение дееспособности, содержание в местах лишения свободы по приговору суда, приобретение иностранного гражданства или вида на жительство в иностранном государстве и др.;

3)  Российская Федерация. Конституционно-правовые отношения с участием Российской Федерации направлены на обеспечение народного суверенитета, реализацию прав и свобод  человека и гражданина. В соответствии со ст. 71 Конституции РФ Российская Федерация является субъектом отношений, возникающих в рамках защиты прав и свобод человека и гражданина, управления федеральной государственной собственностью, обеспечения обороны и безопасности и др. В то же время во взаимоотношениях с народом, который является единственным источником власти, и, следовательно, во всех взаимоотношениях с обществом государство “выступает преимущественно правообязанным субъектом, подконтрольным обществу, народу, человеку и гражданину, призванным выполнять свое назначение в строгом соответствии с Конституцией”;

4)  Субъекты Российской Федерации. В состав Российской Федерации входят ее субъекты: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. Статус субъектов РФ как участников конституционно-правовых отношений определяется Конституцией РФ, а также конституцией (уставом) соответствующего субъекта РФ.  Субъекты РФ равноправны во взаимоотношениях с Российской Федерацией, которые строятся на принципах государственной целостности,  на единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий  между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации,  равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации. Субъекты РФ осуществляют государственную власть вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного поведения: управляют государственной собственностью  субъекта РФ, участвуют во внешнеэкономических связях, определяют свое административно-территориальное устройство, принимают и исполняют бюджет и т.д.;

5)  органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления. Участие органов государственной власти и местного самоуправления в конституционных правоотношениях определяется их компетенцией: возможностью осуществлять публичные полномочия по определенным законом предметам ведения. Деятельность данных субъектов конституционных правоотношений подчинена общесоциальным интересам и потребностям и в конечном счете является важнейшим проявлением власти народа. Права и обязанности органов государственной власти и местного самоуправления осуществляются ими не произвольно, а лишь в строгом соответствии с теми целями и задачами, а также в пределах тех полномочий, которые подписаны законом. Ненадлежащее выполнение полномочий, выражающееся в нарушении прав и свобод человека и гражданина, издании противоречащих закону правовых актов, влечет за собой применение к органам и должностным лицам мер юридической (в том числе конституционно-правовой) ответственности;

6)  должностные лица, депутаты законодательных (представительных) органов. Правосубъектность лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, определяется в рамках компетенции соответствующего органа. Деятельность данных субъектов опосредует полномочия органов государственной власти и местного самоуправления, в связи с чем законы и иные нормативные правовые акты возлагают на них определенные права и обязанности, обеспечивают необходимые гарантии;

7)  общественные и религиозные объединения, группы и собрания граждан. В значительной мере реализация прав и свобод граждан осуществляется

Похожие материалы

Информация о работе