Развитие и становление православной веры на Руси. Славяне до принятия христианства. Официальная христианизация

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Развитие и становление православной веры на Руси

Введение

История православной церкви в России остается до сих пор одной из наименее разработанных областей русской историографии. "Характерно, что ни один из советских историков прошлого не занимался систематическими исследованиями в области истории церкви, да и, по-видимому, не ставил перед собой такой задачи", — написал доктор исторических наук, профессор А. И. Клибанов в своей вступительной статье к книге "Русское православие: вехи истории". История Русской православной церкви не была однозначной: она изобиловала внутренними конфликтами, отражая общественные противоречия на всем протяжении своего пути.

В свое время великий русский ученый Николай Михайлович Карамзин в своей книге "Предания веков" говорил: "История, в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего". В его словах я нахожу подтверждение своим мыслям и чувствам. В своем исследовании я еще не раз буду обращаться к работам Н. М. Карамзина, С. М. Соловьева и других историков.

Я. Н. Щапов говорит о том, что введение христианства на Руси было закономерным явлением по той причине, что в VIII – IX вв. начинает возникать классовый раннефеодальный строй. Формирование местных княжений и создание на их основе в IX в. Древнерусского государства с центром в Киеве, основанного на раннефеодальной эксплуатации в форме централизованной ренты (даней, полюдья), требовало изменений в идеологической области, т. е. в религии [4].

Тема христианизации представляет сейчас большой интерес ввиду того, что сейчас, на мой взгляд, идет эпоха "Второго Крещения Руси". Для того чтобы понять сущность происходящего, надо заглянуть в далекое прошлое. Именно изучая его, мы сможем найти ответ на вопрос о том, что ныне происходит с Русской церковью. Эту тему можно рассматривать как зеркало последующих событий. Для нас, живущих в XXI веке, эта проблема с каждым годом становится все более актуальной.

Быть может, проведение параллели между Древней Русью, с ее язычеством и крещением, и Россией XXI века, с ее идолопоклонничеством и "вторичным крещением", будет выглядеть неубедительно, но, на мой взгляд, именно в данный момент мы становимся свидетелями того, как история, пройдя определенный этап, переходит на очередной виток на своем пути по спирали.

Казалось бы, прошла всего тысяча лет, а Россия уже готова вновь принять христианство. Хотя, на мой взгляд, дело не в возвращении религии как таковой, а в той атмосфере серьезных перемен, воцарившейся в нашей стране. Всякое явление, как бы оно ни было громко, как бы ни изменяло народный строй и образ мыслей, является результатом предшествовавшего развития народной жизни.

В нашей исторической литературе преобладает два различных взгляда на начало нашей истории. Один из них изложен в критическом исследовании древнерусских

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Курсовые работы
Размер файла:
98 Kb
Скачали:
0