первых, использование свидетельских показаний допускается только при отсутствии документов о работе и невозможности их восстановления. При этом отсутствие документов о работе должно быть связано с их утратой вследствие стихийного бедствия (землетрясения, наводнения, урагана, пожара и тому подобными причинами). В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника.
3 пРОБЛЕМЫ СУДЕБНОЙ ЗАЩИТЫ ГРАЖДАН В СФЕРЕ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПО ВЫСЛУГЕ ЛЕТ
Изучение действующего пенсионного законодательства позволило нам выделить основные структурные элементы, которые могут быть положены в основу разработки проекта Пенсионного кодекса РФ.
Понятие пенсионный кодекс страны подразумевает совокупность правовых норм, регулирующих пенсионные отношения в стане не только в текущем периоде, но и на более длительную, практически обозримую перспективу.
Регулирование пенсионных отношений в стране в текущем периоде осуществляется в рамках действующего пенсионного законодательства. Предполагается также, что это законодательство в принципе должно регулировать пенсионные отношения в стране и на более длительную перспективу, хотя практически оно часто вступает в противоречие с изменяющимися социально-экономическими, политическими и другими условиями жизни населения и требует своей систематической корректировки.
В этой связи возникает правомерный вопрос, должны ли каким-либо образом регулироваться вопросы пенсионных отношений, связанные с будущими изменениями социально-экономических, политических и других условий и зависящей от них корректировки действующего пенсионного законодательства в будущем или же эти вопросы каждый раз должны решаться самостоятельно новыми поколениями законодателей. Безусловно, что нельзя и невозможно лишить права будущих поколений законодателей изменять пенсионное законодательство в соответствии с изменяющимися условиями жизни населения и теоретически возможными изменениями парадигмы пенсионного обеспечения, которые не всегда можно заранее спрогнозировать.
В то же время требуется предоставление им, с одной стороны, возможности использования в своей деятельности рекомендаций в области регулирования пенсионных отношений, произведенных в периоды глубокого осмысления характера пенсионных отношений, и, с другой стороны, введения ограничений, затрудняющих корректировку пенсионного законодательства на основе недостаточно продуманных и обусловленных конъюнктурными факторами идей.
Автором предлагается следующая структура Пенсионного кодекса:
Глава I. Общие положения.
Раздел 1. Законодательство о пенсионном обеспечении в РФ.
Раздел 2. Виды пенсий в РФ.
Раздел 3. Исчисление стажа.
Глава II. Право на пенсию.
Раздел 1. Право на государственное пенсионное обеспечение.
Раздел 2. Право на пенсионное обеспечение по труду.
Раздел 3. Право на пенсионное обеспечение военнослужащих и работников правоохранительных органов.
Глава III. Пенсионный процесс.
Раздел 1. Назначение пенсии. Раздел 2. Выплата и доставка пенсии.
Раздел 3. Перерасчет пенсии. Раздел 4. Выплата пенсий гражданам, выезжающим на постоянное место жительства за пределы РФ.
Глава IV. Финансово-организационные основы пенсионного дела.
Раздел 1. Деятельность пенсионных фондов.
§1. Государственный пенсионный фонд.
§2. Негосударственные пенсионные фонды. Раздел 2. Обязательное пенсионное страхование.
Раздел 2. Персонифицированный учет в системе обязательного пенсионного страхования.
Раздел 4. Инвестирование средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии.
Глава V. Переходные положения.
Принятие единого кодификационного нормативно-правового акта, регулирующего пенсионные правоотношения, в форме кодекса позволит устранить дублирование нормативного материала, уменьшить количество бланкетных норм, сделать пенсионное законодательство легко обозримым, и в первую очередь для рядового гражданина России, что повысит эффективность всей современной отечественной пенсионной системы.
Одновременно считаем нецелесообразным проводить кодификацию пенсионного законодательства в составе единого Социального кодекса РФ, как это предлагается некоторыми авторами. Создание такого массивного нормативно-правового акта, как Социальный кодекс РФ, вряд ли возможно: хотя предметом его регулирования и являются социальные отношения, однако такие отношения не являются однородными по своему содержанию и специфичны в различных сферах. Различия медицины, пенсионного дела и социальной защиты населения настолько сильны, что кодификация должна идти по пути создания трех специализированных кодексов: медицинского, пенсионного и социальной защиты, по подобию системы природоресурсных и транспортных кодификационных нормативно-правовых актов. Каждый из предлагаемых кодексов, по нашему мнению, будет призван урегулировать свою, относительно узкую грань общественных отношений, при этом пенсионное дело должно строиться на положениях Пенсионного кодекса Российской Федерации.
Свидетельства неустойчивого равновесия складывающейся новой пенсионной системы и краткий анализ факторов, которые могут легко вывести ее из этого состояния, позволяют сформулировать основные вопросы, которые следовало бы отразить в пенсионном кодексе.
Прежде всего, пенсионный кодекс должен объединить (кодифицировать) все действующее законодательство, так или иначе затрагивающее вопросы пенсионного обеспечения.
Кроме того, кодекс должен констатировать тот факт, что пенсионное законодательство не является неизменным и подлежит систематической корректировке в связи с неурегулированностью отдельных вопросов в действующем пенсионном законодательстве, а также в связи с влиянием внешних факторов на состояние пенсионной системы.
В пенсионном кодексе должно быть также зафиксировано положение о необходимости концептуальной преемственности изменений, вносимых в действующее пенсионное законодательство, а изменение парадигмы организации пенсионного обеспечения может осуществляться только в чрезвычайной ситуации и по процедурам, устанавливаемым для таких ситуаций.
Что касается положений, по которым в действующем пенсионном законодательстве проявляется некоторая неопределенность, обусловленная отсутствием в настоящее время общественного согласия в отношении того, как, в конечном счете, они должны быть урегулированы в будущем, пенсионный кодекс мог бы указать условия, при которых эта неопределенность будет снята. Например, законодательством предусматривается возможность застрахованных по обязательному пенсионному страхованию переводить право по управлению накопительной частью трудовой пенсии из ПФР в уполномоченный негосударственный пенсионный фонд. Законопроектом о профессиональных пенсионных системах также предусматривается возможность заключения договора о создании ППС как с уполномоченным НПФ, так и с ПФР.
В этой связи возникает неопределенность, связанная с будущим НПФ и ПФР в управлении накопительной частью трудовой пенсии и средствами ППС. Поэтому в кодексе было бы желательно отразить конечные цели
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.