МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования
«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВО «КубГУ»)
Кафедра общей и социальной педагогики
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ
СОЦИАЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ старшеклассников
в СРЕДНЕМ общеобразовательном учреждении
Работу выполнила___________________________________
Факультет педагогики, психологии и коммуникативистики курс 3
Специальность 44.05.01 – Педагогика и психология девиантного поведения
Научный руководитель канд. пед. наук, доцент ______________________________
Нормоконтролер канд. психол. наук, доцент ___________________________
Краснодар 2017
содержание
Введение……………………………………………………………………….…..3
1 Теоретические основы исследования социальной зрелости старшеклассников…………………..…………………………………………..8
1.1 Теоретические подходы к понятию и структуре социальной зрелости..............………………...………………………….8
2 Развитие социальной зрелости старшеклассников через реализацию программы………………………………………….…...…….....39
2.1 Программа развития социальной зрелости старшеклассников ……………...……………………………………….43
Заключение…………………………………………………….…………..……..67
Список использованных источников……………………………………….…..69
Приложение А Шкала социальной зрелости А.М. Прихожан ……………….74
Приложение Б Опросник «Коммуникативная компетентность»
(Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк)…………………………………….79
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Произошедшие в последние десятилетия социальные, политические и экономические перемены в стране и мире привели к изменению и усложнению социальных условий жизни человека. Сегодня наметился переход от строгой регламентации жизни всех субъектов общества к выстраиванию гибких, мобильных социальных отношений.
Такимобразом, можно сформулироватьпроблему исследования:………..
Объект исследования: ……….
Предмет исследования: …………
Гипотеза исследования заключается в предположении о ………
Цель:……….
Задачи исследования.
1. …….
2. ………
Методы получения данных:
– теоретические: анализ литературы;
– эмпирические: тестирование.
Методики исследования:
1. Шкала социальной зрелости А.М. Прихожан.
2. Тест-опросник «Социально-коммуникативная компетентность», разработанный Э.Ф. Зеером, Э.Э. Сыманюк.
База и выборка исследования:…………
Методологические и теоретические основания исследования:
Теоретическая значимость исследования.
Практическая значимость исследования.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав: теоретической и эмпирической, заключения, библиографического списка, приложений. Содержит 4 таблицы, 3 рисунка.
1 Теоретические основы исследования развития социальной зрелости старшеклассников
1.1 Теоретические подходы к понятию и структуре социальной зрелости
Представителями акмеологического направления являются Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.А. Реан, Н.В. Кузьмина, А.А. Деркач [2, 4, 17, 29], в работах которых рассматривается биологическая, эмоциональная, интеллектуальная, личностная, профессиональная виды зрелости. Проведенный анализ акмеологических исследований показал, что наиболее сложным и наименее исследованным из всех аспектов зрелости является личностная зрелость. Данного вида зрелости достигают около 37 % населения.
С.Г. Воровщиков определяет социально-психологическую зрелость как «высший этап развития человека в обществе» [9, c. 16]. У подростков 13–15 социальная зрелость проявляется в ответственности, толерантности.
1.2 Характеристика социальной зрелости
В настоящий момент существуют противоположные точки зрения на социальную зрелость:
– реализация гражданской позиции личности;
– высшие достижения личности в обществе.
2 Развитие социальной зрелости старшеклассников
2.1 Динамика показателей социальной зрелости старшеклассников в процессе формирующего эксперимента
Динамика средних значений показателей социальной зрелости («Шкала социальной зрелости» А.М. Прихожан) старшеклассников в процессе формирующего эксперимента представлена в таблице 1.
Таблица 1 – Динамика средних значений показателей социальной компетентности старшеклассников в процессе формирующего эксперимента
Показатели социальной зрелости |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
||
до формир. эсперимента |
после формир. эсперимента |
до формир. эсперимента |
после формир. эсперимента |
|
Самостоятельность |
9,57 |
7,12 |
9,41 |
9,08 |
Данные таблицы 3 можно представить в виде рисунка 1.
Рисунок 1 – Динамика средних значений показателей
социальной зрелости старшеклассников
По данным, приведенным в таблице 1 и рисунке 1, можно выявить следующие тенденции в динамике показателей социальной зрелости старшеклассников в процессе формирующего эксперимента.
Таблица 2 – Показатели социального возраста
Субшкала |
Девочки |
Мальчики |
||
баллы |
социальный возраст |
баллы |
социальный возраст |
|
Самостоятель-ность |
15-18 |
9-11 |
17-18 |
9-10 |
13-14 |
12-13 |
15-16 |
11-12 |
|
10-12 |
14 |
12-14 |
13-14 |
|
7-9 |
15-16 |
9-11 |
15 |
|
6 |
17 |
6-8 |
16-17 |
|
Уверенность в себе |
16-18 |
9-11 |
15-18 |
9-10 |
12-15 |
12 |
12-14 |
И |
|
11 |
13 |
10-11 |
12 |
|
8-10 |
14-15 |
7-9 |
13-14 |
|
6-7 |
16-17 |
6 |
15-17 |
Продолжение таблицы 2
Субшкала |
Девочки |
Мальчики |
||
баллы |
социальный возраст |
баллы |
социальный возраст |
|
Отношение к своим обязанностям |
10-18 |
9-12 |
15-18 |
9-11 |
8-9 |
13-15 |
12-14 |
12-14 |
|
6-7 |
16-17 |
8-11 |
15-16 |
|
- |
- |
6-7 |
17 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного теоретико-эмпирического исследования были решены поставленные задачи.
……………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Алябьева, Е. А. Психогимнастика в детском саду / Е. А. Алябьева. – М. : АРКТИ, 2007. – 187 с.
2. Анастази, А. Психологическое тестирование / А. Анастази; под. ред. К. М. Гуревича, В. И. Лубовского. – М. : Просвещение, 1982. – 656 с.
3. Астапов, В. М. Тревога как сопутствующий фактор СДВГ у детей / В. М. Астапов, Т. В. Дробышева, В. В. Викторова // Психологический журнал. – 2007. – Т. 28. – № 6. – С. 91–100. (ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ ВНАЧАЛЕ ПИШЕТСЯ ОДНА ФАМИЛИЯ, ПОСЛЕ ЧЁРТОЧКИ
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.