Состав административного правонарушения. Объект и объективная сторона правонарушения. Субъект и субъективная сторона правонарушения. Основные виды правонарушений и санкций за их совершение

Страницы работы

36 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

несет в себе конструктивного содержательного начала. "Назовем ли мы объективную способность деяний определенного вида в той или иной степени нарушать интересы общества, точнее, общественные отношения, поставленные под защиту закона, "вредностью", суть от этого не изменится: если эта реальная возможность, заложенная в действии, претворена в действительность, общество с неизбежностью понесет определенный ущерб, урон", - отмечает Ю.Л. Ляпунов.

Иной позиции придерживается В.Р. Кисин, согласно которой общественная опасность может быть более или менее высокой. Для административных проступков характерна менее высокая общественная опасность. Об общественной вредности он не упоминает.[15]

В то же время анализ законодательства, устанавливающего наказуемость деяний за административные правонарушения, и правоприменительная юрисдикционная практика свидетельствуют, что по своей сути административно наказуемые деяния всегда противоправны, но не всегда общественно опасны. Наличие общественной опасности и ее степень являются практически основным и единственным критерием для разграничения преступного и непреступного, но наказуемого. Данная точка зрения разделяется и другими исследователями[16].

В недалеком прошлом интересную позицию выдвигал О.М. Якуба.

В этой связи представляет интерес позиция Е.В. Япрынцева, который отмечает, что "исторически сложившийся тандем понятий "общественная опасность" и "общественная вредность" не совсем удачен. На его взгляд, отграничение общественной опасности от общественной вредности правильнее делать с учетом точного значения слов и терминов, презюмируя в то же время их качественное отличие"[17].

В литературе бытует достаточно спорное мнение, что административное правонарушение по своей сути признается общественно опасным, а общественно вредным становится при совершении его в конкретных обстоятельствах.[18]

Данная дискуссия показывает, что вопрос о тождественности категорий "общественная опасность" и "общественная вредность" и соответствии их преступлению либо административному "проступку" остается открытым в административном праве Российской Федерации и Республики Армения и требует дальнейшей разработки.

Существование противоположных мнений относительно понятия содержания правонарушения имеет принципиальное теоретическое и практическое значение в административной ответственности за правонарушения в избирательном процессе, где, как показывает практика, значительно возросла численность правонарушений, но неопределенность в содержании понятий не способствует совершенствованию механизма реализации административной ответственности за нарушение избирательных прав.

Нам представляется целесообразным дифференцировать общественную вредность и общественную опасность, так как при определении административного правонарушения избирательных норм, в том числе, следует руководствоваться термином "общественная вредность" и предложить следующее определение административного правонарушения законодателю Армении: административное правонарушение - общественно вредное, противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, которое влечет административную ответственность.

Полагается, что если бы административные "проступки" не влекли вредных последствий, не представляли бы опасности для общества, государству не требовалось бы устанавливать юридическую ответственность за их совершение, создавать аппарат для борьбы с ними.

Итак, общественная вредность административного правонарушения заключается прежде всего в применении или возможности применения ущерба общественным отношениям.

2.2. Новые тенденции в производстве по делам об административных правонарушениях

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях введен в действие с 1 июля 2002 г., отменив действие своего предшественника - Административного кодекса РСФСР. Регулярно в него вносятся изменения правовых норм, вводятся новые виды нарушений и новые размеры штрафов, уточняются детали производства по делам об административных правонарушениях. Так, за период с 2002 г. по 26 июня 2015 г. в текст КоАП РФ было внесено 308 изменений и дополнений. На приведенной ниже диаграмме можно проследить динамику изменений за исследуемый период.


Рис. 1. Статистика законов с поправками КоАП РФ

В октябре 2014 г. на рассмотрение Государственной Думы РФ был внесен проект Административного кодекса РФ (Общая часть) (далее по тексту - Проект). Следует заметить, что издание нового основополагающего законодательного акта, как одного из ключевых нормативных правовых документов в административном праве России, назрело давно. Этому способствовало и количество внесенных правок, и рекомендации судебной практики, а также имеющиеся научные доктрины ведущих административистов.

Надо отдать должное, Проект содержит много новелл, предложения о введении которых звучали из уст как правоприменителей, так и ученых, так, например, указание в ст. 1 на непосредственность применения норм международного договора. В настоящее время органы административной юрисдикции по-разному трактуют положения ст. 1.1 КоАП РФ, согласно которым Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством об административных правонарушениях, то применяются правила международного договора. В частности, одни судьи непосредственно применяли нормы международного права, другие - применяли сходные правила законодательства России либо отклоняли правила международного договора по факту отсутствия законодательного регулирования данного вопроса в Российской Федерации, тем самым отрицая непосредственность применения ратифицированного Россией международного договора.

В Проекте появилось прописанное правило об обратной силе закона. Так, в ст. 4 Проекта подробно раскрыто, когда закон имеет обратную силу, а в каких случаях законодатель категорически запрещает ухудшать положение лица, совершившего административное правонарушение.

Безусловным достоинством Проекта стал возврат полной презумпции

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Юриспруденция
Тип:
Курсовые работы
Размер файла:
356 Kb
Скачали:
0