Развитие самосознания и я-концепции в подростковом возрасте. Эмпирическое исследование Я-концеции и самооценки подростков

Страницы работы

Фрагмент текста работы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Шуйский филиал ИвГУ

Кафедра психологии и социальной педагогики

КУРСОВАЯ РАБОТА

РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ И Я-КОНЦЕПЦИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Работу выполнила:

, студентка 1 курса 3 группы очной формы обучения историко-филологического факультета направления 44.03.01 Педагогическое образование (профиль «Филологическое образование»)

Научный руководитель:

Ирина Викторовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и социальной педагогики

Дата сдачи «___» __________2016 г.

Работа защищена с оценкой «______________________»

«Допустить к защите»

Научный руководитель

____________ / /

Члены комиссии _____________  / _________________/

подпись                      

_____________  / ________________/

подпись                      

«_____» __________________2016 г.

Шуя,  2016


СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………………………………………..

3

Глава 1. Теоретические аспекты изучения Я-концеции и самосознания подростков в психологии

5

1.1. Психологические особенности подросткового возраста, как условия развития самосознания.……………….………….………..

5

1.2. Феномен «Образ-Я» в психологии …………..………………..

11

1.3. Формирование и развитие Я-концепции ……………………..

13

Выводы по 1 главе ………………………………………………………..

18

Глава 2. Эмпирическое исследование Я-концеции и самооценки подростков

20

2.1. Организация исследования……….……….………..………….

20

2.2. Методы исследования.…………………….………..………….

21

2.3. Результаты исследования и их обсуждение………..………….

22

Выводы по 2 главе ……………………………………………..…………

30

Заключение ……………………………………………………………….

32

Список  использованной литературы ………………………..………….

33

Приложения ……………………………………………………………….

44

Приложение 1 Методика исследования самооценки личности С.А. Будасси………………………………………..……..

37

Приложение 2 Методика исследования самооценки Г.Айзенка….

43


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Подростковый возраст занимает особенное место в возрастной психологии - это самый сложный и трудный из всех детских возрастов, сопровождающийся особым периодом становления личности. Психологическим аспектам становления подростка посвящено множество работ, но, тем не менее, проблематика этого возраста остаётся неисчерпаемым источником для психологических исследований.

Сущностью подросткового возраста является его переход от детства к взрослой жизни. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, формируются и возникают новые психологические образования, закладывается база сознательного поведения, формируются социальные установки. Этот процесс преобразования и определяет все основные особенности личности детей подросткового возраста, а особенно – развитие самосознания и всего того, что с ним связано – самооценкой, самоотношением, Я-концепцией и т.д.

Цель исследования: изучить особенности Я-концепции и самооценки в подростковом возрасте.

Задачи исследования:

1.  Проанализировать основные подходы к исследованию Я-концепции в подростковом возрасте.

2.  Спланировать и провести исследование Я-концепции и самооценки подростков

3.  Обобщить полученные результаты, сделать выводы.

Объект исследования: самооценка подростка.

Предмет исследования: взаимосвязь Я-концепции и самооценки в подростковом возрасте.

Гипотеза исследования: существует взаимосвязь между уровнем развития самооценки и эмоциональным компонентом самосознания.

Методы исследования:

-  Методика исследования самооценки (Я-концепции) С.Я. Будасси

-  Методика самооценки психических состояний Г.Ю. Айзенка

Практическое значение исследования заключается в возможности использования результатов в процессе психологического консультирования педагогов, подростков и их родителей с целью преодоления трудностей в развитии самооценки в подростковом возрасте.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ

Я-КОНЦЕПЦИИ И САМОСОЗНАНИЯ ПОДРОСТКОВ

В ПСИХОЛОГИИ

1.1. Психологические особенности подросткового возраста, как условия развития самосознания

          Подростковый возраст называют «переходным», «тяжелым», «критическим». В этом нашли отражение важность и сложность процессов психического развития. Они связаны с переходом к новой эпохе развития - к взрослости. В этот период появляются элементы взрослости, как и собственно их чувства - чувство взрослости. В организме подростков происходят существенные изменения анатомо-физиологического характера. Но наиболее важным отличительным признаком подросткового периода являются фундаментальные изменения в сфере самосознания подростка, которые имеют кардинальное значение для всего последующего развития и становления подростка как личности [8].

Меняется система взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, способы социального взаимодействия, интересы, познавательная и учебная деятельность, нравственность и этичность. Именно в этом суть социальной ситуации психического развития ребенка. В этой ситуации выделяют две группы факторов.

Первая группа факторов. Это факторы, тормозящие развитие взрослости подростков. Сюда относится учебная деятельность при отсутствии постоянных

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Курсовые работы
Размер файла:
432 Kb
Скачали:
0