Республика как форма правления. Понятие и классификация форм правления. Понятие и признаки республиканской формы правления

Страницы работы

Фрагмент текста работы

точки зрения узкого подхода понятие формы правления связано, по существу, с положением одного лица — главы государства, монарха или президента. С точки зрения широкого подхода, в понятие формы правления входят отношения между органами государства и центрами экономической и политической жизни, политическая среда, в которой действуют государственные органы.[3]

Стоит отметить, что форма правления имеет основополагающее значение для изучения конституционно-правового регулирования организации и функционирования государства. Это не просто теоретически абстрактная категория науки, как, например, суверенитет или народовластие, а именно тот ключ, с помощью которого мы только и можем разобраться в смысле той или иной системы органов государственной власти, определенных конституцией данного государства.

Опираясь на историю, можно сделать вывод, что форме правления наравне с консерватизмом присуще подвижность и развитие. Однако при всех ее изменениях она включает в себя элементы, позволяющие отличить форму правления от других компонентов формы государства: формы государственного устройства и формы политического режима:

1.  Способы формирования высших органов государственной власти

2.  Структура органов верховной власти

3.  Распределение компетенции между высшими органами государственной власти

4.  Принципы взаимоотношения органов верховной власти

5.  Взаимоотношения государственных органов с населением[4]

По данным признакам формы государственного правления подразделяются на:

·  Монархические (абсолютные и конституционные)

·  Республиканские (президентские, парламентские и смешанные)

Термин «форма правления» содержится во многих основных законах стран мира. В некоторых конституциях этого термина нет, но всегда закрепляется главный принцип правления — монархия (например, конституция Испании 1978 г.) или республика (конституция Германии 1949 г.). Лишь единичные государства не имеют в официальном названии терминов «монархия» и «республика» (Государство Израиль).[5]

Форму правления нельзя отождествлять с управлением государством. Управление государством гораздо более широкое понятие. Кроме того, установленная в государстве форма правления не всегда дает правильное представление о способе управления. Например, Великобритания и Япония – монархии, но монарх в этих государствах фактически не обладает властными полномочиями и тем более не управляет   государством.

В действительности форма правления не исчерпывается положением одного лица (при классификациях необходимо учитывать разные взаимоотношения главы государства с парламентом и правительством), но, будучи формой управления государством, она не может включать всю политическую среду. [6]Форма правления — это характеристика структуры и взаимоотношений органов законодательной и исполнительной власти или других основных органов государства в тех странах, где нет деления на законодательную, исполнительную, судебную власть, а принята концепция «республики советов». [7]В ряде стран для характеристики особенностей формы правления имеет значение и деятельность органов конституционного надзора (верховных и конституционных судов, конституционных советов), некоторых других государственных органов, участвующих в управлении государством.[8]

По традиции принято различать две основные формы правления: монархию и республику. Более детальная классификация создается в их рамках (дуалистическая монархия, президентская республика и др.).

Вместе с тем в современных условиях некоторые различия этих форм стираются. Возникают смешанные формы, в монархии появляются черты республики (например, периодическая, раз в пять лет, выборность монарха в Малайзии, «коллективный монарх» в ОАЭ).  В республике складываются, по существу, монархические элементы (пожизненные президенты); создаются полупрезидентские, полупарламентарные республики, сочетающие черты различных форм; даже абсолютная монархия все чаще принимает внешне конституционную оболочку (дарованные конституции, консультативные парламенты).[9]

В итоге, можно сказать, что форма государства является носителем сущности и содержания государства. Она является динамичной системой, которая претерпевает изменения из-за различных внешних и внутренних факторов. Одним из основных элементов которой является форма правления. Она определяет систему организации высших органов государственной власти, порядок их образования, сроки деятельности, компетенцию и т.д. Данному элементу формы государства также присуще развитие и динамичность. Форма правления тоже состоит из двух элементов. Одним из которых является республиканская форма правления, а другим

Похожие материалы

Информация о работе