Определим потребную мощность привода (мощность на выходе) следующим образом:
, где мин-1
Вт
После вычисления мощности Рим. определим потребную (затрачиваемую) мощность электродвигателя:
, где hо – общий КПД привода.
hобщ = hрп × hп2 × h зп × hм , где
hрп = 0,96 – КПД ременной передачи,
hм = 0,98 – КПД быстроходногой ступени зубчатой передачи,
hзп = 0,8 – КПД тихоходной ступени зубчатой передачи,
hп = 0,99 – КПД пары подшипников качения,
hобщ = hрп × hп2 × h зп × hм =
hо = 0,737
Таким образом потребная мощность Рэд двигателя равна:
Вт
Р эд = 4840 Вт
По табл. 24.8 [ДЛ] подбираем электродвигатель с мощностью Р (кВт) и частотой вращения ротора n (об/мин) , ближайшим к полученным ранее Рим и nc. Примем во внимание тот факт, что при подборе Р (кВт) допускается перегрузка двигателя до 5 % при постоянной и до 10 % при переменной нагрузке [ДЛ].
По заданным значениям Р им = 3567 Вт и nc = 1 500 об/мин из (Чернавский Детали машин) выбираем соответствующий электродвигатель:
Параметры выбранного электродвигателя:
Обозначение (тип двигателя) |
4А112М4 |
Номинальная мощность (кВт) |
5,5 |
Частота вращения ротора при номинальной нагрузке двигателя,(об/мин) |
1445 |
Диаметр выходного вала d1 (мм) |
32 |
2,0 |
|
|
2,2 |
2. Кинематический, энергетический и силовой расчет.
2.1 Определение передаточного отношения зубчатой передачи.
где uрп = (1,6…3)
2.2 Определение частоты вращения на каждом валу.
2.3 Определение мощности на каждом валу.
Вт.
Вт.
2.4 Силовой расчет привода.
с-1
с-1
с-1
Вт.
3. Проектный расчет валов и выбор подшипников.
Входной вал Т1:
где =10…15 МПа
=10 МПа
dупл = dmin+(3…5) = 34+ 3 = 37 мм.
dпод подш .= dп = dупл + (3…5) = 37 + 3 = 40 мм.
dпод шестер .= dп + (3…5) = 40 + 5 = 45 мм.
Из ( Чернавский Детали машин) выбираем подшипник ТИП 46000
Средняя серия ТИП 46308
D = 90 мм.
В = 23 мм.
dш = 15,1 мм.
r = 2.5 мм.
Н
Н
Выходной вал Т2:
где =10….15 МПа
=10 МПа
dупл = dmin+(3…5) = 47 + 3 = 50 мм.
dпод подш .= dп = dупл + (3…5) = 50 + 5 = 55 мм.
dпод колесо.= dп + (3…5) = 55 + 5 = 60 мм.
Из (Чернавский Детали машин) выбираем подшипник ТИП 46000
Легкая серия ТИП 46211
D = 100 мм.
В = 21 мм.
dш = 14,3 мм.
r = 2,5 мм.
Н
Н
Межосевое расстояние:
4.Выбор крышки для входного и выходного вала.
Закладные сквозные крышки.
обозначение |
Входной вал, мм. |
Выходной вал, мм. |
40 |
55 |
|
90 |
100 |
|
96 |
106 |
|
60 |
80 |
|
50 |
70 |
|
3 |
4 |
|
2 |
3 |
|
|
15 |
17 |
12 |
14 |
|
|
6 |
6 |
Крышки закладные глухие с разъёмным корпусом.
обозначение |
Входной вал мм. |
Выходной вал мм. |
90 |
100 |
|
66 |
112 |
|
80 |
95 |
|
5 |
5 |
|
11 |
11 |
|
6 |
6 |
6. Шпоночные соединения
Под действием вращающего момента в теле шпонки возникают напряжения среза и напряжения смятия на боковых гранях шпонки. Принятая схема распределения нагрузки является условной. В связи с неизбежным перекосом шпонок, давление распределяется по высоте рабочей части грани резко неравномерно, в результате чего изгибающий момент, стремящийся вывернуть шпонку из паза вала, невелик. Кроме того, на рабочих гранях шпонки возникают силы трения, препятствующие выворачиванию шпонки из паза вала. Поэтому в шпонках стандартного сечения напряжения изгиба малы; не является обязательной и проверка прочности шпонки на срез. Последняя учтена при стандартизации размера шпонок.
Шпонка на быстроходном валу: Шпонка на тихоходном валу:
lш=b2 - (3..10)=57-7=50мм
lp=lш – b=50-16=34мм
Проверка на прочность шпоночных соединений.
Шпонка удовлетворяет условиям прочности на смятие и на срез.
7. Схема сил, действующих в передачах привода.
Составление схемы сил необходимо для расчета реакций в опорах валов, построения эпюр изгибающих и крутящих моментов, расчета валов на выносливость и расчета подшипников качения. Силовая схема 1ого промежуточного вала
Определение расстояния точки давления на валу.
d – внутренний диаметр подшипника.
D – диаметр внешнего кольца.
В – ширина подшипника.
Н
Н
l1 =33 мм. l2 = 33 мм. l3 = 81 мм.
Н
Н
Для того, чтобы найти реакции в опорах составим уравнения моментов:
В вертикальной плоскости YOZ:
тогда:
тогда:
Проверка:
-1805,9 – 694,4 + 4254,7 – 1754,4 = 0
В горизонтальной плоскости XOZ:
тогда:
тогда:
Проверка:
-163,5 + 404,5 -531 = 0
Эпюры в горизонтальной плоскости: Эпюры в вертикальной плоскости
Н
8. Проверочный расчет валов.
Выбираем в зависимости от диаметра вала под колесо шпонку призматическую из (Чернавский Детали машин) ГОСТ 23360 - 78
В = 16 мм. h = 10 мм. d = 60 м.
Выполним уточнённый расчет промежуточного вала. Задачей данного раздела является определение фактического коэффициента запаса в опасных сечениях вала и выбрать материал вала или его размеры.
Критерием при расчётах является усталостная прочность с учётом изгиба и кручения.
Условие прочности можно записать:
1)
, где S – фактический коэффициент запаса; [S]= 2,5 – допускаемый коэффициент запаса.
Так как вал подвергается изгибу и кручению фактический коэффициент запаса определяется по формуле:
2)
где Ss - коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям; St - коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям.
Коэффициенты запаса прочности Ss и St можно определить по формулам:
3)
4)
5)
6)
Где:
s-1 и t-1 – пределы выносливости стали при симметричном цикле изгиба и кручения.
Ks и Kt - эффективный коэффициент концентрации нормальных и касательных напряжений.
Kds и Kdt - масштабный фактор для нормальных и касательных напряжений.
sa и ta – амплитуда цикла нормальных и касательных напряжений.
sm и tm – среднее напряжение цикла нормальных и касательных напряжений;
Выбираем в качестве материала вала сталь 45
Определим s-1 и t-1:
7) ,
8) ,
9)
9а)
10)
11)
12)
12а)
13)
14)
15)
Для определения суммарного момента МS, моментов сопротивления изгибу Wи и крутящего WK необходимо выбрать опасные сечения (см. рис. 3.7).
Рис. Выходной вал.
При рассмотрении рис. 3.7 выбираем в качестве опасных сечений сечения А-А и Б-Б.
- Сечение А-А, так как есть крутящий момент, значительный изгибающий момент и есть концентратор напряжений в виде галтели.
- Сечение Б-Б, так как есть крутящий момент, большой по значению
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.