Влияния оптимизма на временную перспективу у студентов

Страницы работы

Фрагмент текста работы

«Пожалуйста, будьте искренны и точны, настолько, насколько это возможно. Постарайтесь отвечать так, чтобы ответ на один вопрос не зависел от ответа на другие. Здесь нет правильных или неправильных ответов. Отвечайте в соответствии с тем, что чувствуете Вы, независимо от того, как ответили бы, по Вашему мнению, большинство людей».

2.  «Пожалуйста, прочитайте осе предлагаемые пункты опросника и как можно более честно ответьте на вопрос: «Насколько это характерно или верно в отношении Вас?» Отметьте свой ответ в соответствующей ячейке, используя шкалу. Пожалуйста, ответьте на ВСЕ вопросы с обеих сторон листа».

Для проведения корреляционного анализа мы использовали программу SPSS. Чтобы подтвердить или опровергнуть нашу гипотезу мы группу оптимистов и их степень восприятия: негативного прошлого; будущего, а также группу пессимистов и их степень восприятия: негативного прошлого; будущего.

По первой методике были получены следующие результаты [прил.2]:

1)  1/3 часть опрошенных имеет низкий уровень оптимизма (НУО). Так как они являются студентами, то это можно объяснить тем, что их оптимизм тормозится скорым началом сессии, а также усталостью (ниже 16);

2)  7 из 30 имеют уровень оптимизма ниже среднего (17-18);

3)  10 из 30 имеют уровень оптимизма выше среднего (19-21);

4)  3 из 30 имеют высокий уровень оптимизма (ВУО) (выше 22).

Видно, что распределение по пессимизму и оптимизму распределилось почти поровну: 17 человек имеют низкий уровень оптимизма (или ниже среднего), 13 – высокий (или выше среднего). Если сравнивать крайние уровни, то получается студентов с низким уровнем оптимизма в 3 раза больше, чем студентов с высоким уровнем оптимизма. Как я уже говорила, скорее всего, это связанно с усталостью и началом зачетных и экзаменационных недель.

По второй методики получились следующие данные, которые можно разделить на шкалы [прил.4]:

1.  Негативное прошлое и ВУО.

2.  Негативное прошлое и НУО (3).

3.  Гедонистическое настоящее (ГН) и ВУО (2).

4.  Гедонистическое настоящие и НУО (3).

5.  Будущее и ВУО (5).

6.  Будущее и НУО (3).

7.  Положительное прошлое (ПП) и ВУО (5).

8.  Положительное прошлое и НУО (7).

9.  Фаталистическое настоящее (ФН) и ВУО (1).

10.  Фаталистическое настоящее и НУО (1).

По этим данным заметна определенная тенденция. Как и говорилось в нашей гипотезе, что на будущее нацелены чаще всего люди с ВУО. Также важно заметить, что на негативное прошлое нацелены только люди с НУО. Возможно, у этих людей была какая-то травма в прошлом, которая не дает о себе забыть, либо это из-за негативной реконструкции положительных событий (в связи с мотивацией избегания неудач). Направленность на гедонистическое и фаталистическое настоящее что у людей с ВУО, что у студентов с НУО – одинакова. Скорее всего, это промежуточные варианты, т.е. это временная утрата смысла жизни.

Исходя из описания ФН, можно предположить, что люди переживают отсутствие цели, верят в судьбу (что за них уже все решено), следовательно, у них разрушается ориентированность на будущее. Это состояние сопоставимо с термином «стагнация» (застой). Люди, у которых направленность на ГН также временно утратили смысл жизни. У них есть ориентация на удовольствие, но какого-то определенного плана на будущее – нет.

Соотношение ПП с ВУО и НУО говорит о том, что пессимистически настроенные люди чаще всего страдают от ностальгии по прошлому. Однако, в отличие от людей, направленных на негативное прошлое, их воспоминания характеризуются позитивной реконструкцией прошлого, и оно представляется им в радужном свете.

Проведя корреляцию между двумя методиками, мы получили следующие результаты:

1.  в первом случае (группа оптимистов и фактор негативного прошлого) – слабая обратная корреляция (-0,191) и слабая значимость (0,532) [прил.5];

2.  во втором (группа оптимистов и фактор будущего) – слабая обратная корреляция (-0,034) и слабая значимость (0,912) [прил.6];

3.  в третьем (группа пессимистов и фактор НП) – сильная корреляция (0,630) и сильная значимость (0,007) [прил.7];

4.  в четвертом (группа пессимистов и фактор будущего) – слабая корреляция (0,319) и средняя значимость (0,212) [прил.8].

Вычисленные данные позволяют нам утверждать, что наша гипотеза подтвердилась. Взаимосвязь между фактором негативного прошлого, фактором будущего и оптимизмом существует.

Заключение

В данном исследовании мы рассматривали взаимосвязь между оптимизмом

Похожие материалы

Информация о работе