Административно-правовой статус граждан в большой мере зависит от состояния законодательства, фиксирующего их права и обязанности в области управления. Это достаточно явное обстоятельство означает, что совершенствование юридической регламентации положения граждан в качестве субъектов российского административного права объективно претендует на роль магистрального направления развития административного законодательства. При этом задача обычным современным социально-экономическим потребностям обеспечения силами административно-правовых норм, прав, свобод, законных интересов и обязанностей граждан, а также способа их реализации предполагает необходимость многоуровневого и многоаспектного подхода к созданию административно-правового статуса граждан РФ. Данный подход должен основываться на концептуальной установке ст. 18 Конституции РФ, согласно которой права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.[1]
Существенное значение для оптимизации правового регулирования «управленческого» статуса граждан, проявляющегося вовне в их многообразных юридических связях с разными органами и должностными лицами публичной администрации, имеет четкое разграничение предметов ведения Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований в вопросах юридического регулирования прав и обязанностей граждан в сфере государственного и муниципального управления. Как известно, в соответствии со ст. 72 Конституции РФ административное и административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов[2] . Но из этого факта вовсе не следует, что в формировании административно-правового статуса вправе участвовать только федеральный и региональный уровни публичной власти, да еще и обладая при этом идентичными с юридической точки зрения возможностями.
Цель работы – исследование административно-правовых гарантий и способов защиты прав граждан России.
В соответствии с намеченной целью в работе поставлены следующие задачи:
- конкретизировать понятие и дать полную характеристику административно-правового статуса граждан;
- рассмотреть основные права, свободы граждан во взаимоотношениях с органами исполнительной власти;
- описать административно-правовые обязанности граждан и последствия их несоблюдения;
- проанализировать административно-правовые гарантии и способы защиты прав граждан России.
Объект исследования – права граждан.
Предмет исследования - гарантии и способы защиты прав граждан России.
Методологической основой исследования послужили методы современного научного познания общественных явлений, такие, как: исторический, метод системного анализа, структурно-функциональный. Использование данных методов позволило всесторонне и глубоко исследовать анализируемую проблему.
1. Конституционные основы административно-правового статуса граждан
Правовой статус гражданина - одна из важнейших политико-юридических категорий, неразрывно связанных с социальной структурой общества, уровнем демократии и состоянием законности в нем[3]. Юридический статус человека и гражданина в обществе, государстве представляет собой сложный и разносторонний конституционно-правовой механизм.
Все возможные взаимоотношения возникающие между государством и обществом, а так же взаимоотношения граждан друг с другом закрепляются государством в юридически закрепленных нормативно-правовых актах, в своей совокупности образующих правовой статус индивида. Создание правового гражданского общества будет нереальным если в правовой системе права человека и гражданина стоят ниже чем интересы государства, и если частное лицо считается для государства выше чем обычный , рядовой, гражданин. Три “юридических кита” составляют основу цивилизованной человеческой системы - права и свободы человека, приоритет частного права, независимое и сильное правосудие.
Гражданин как субъект административного права - это участник общественных отношений, в которых он выступает в качестве носителя конкретных прав и обязанностей, содержащихся в нормативных актах. Совокупность Прав, свобод и обязанностей гражданина образуют в своей совокупности его правовой статус.
Но все же административно-правовой статус человека гражданина имеет ряд своих определенных особенностей:
Во-первых, административно-правовой статус носит сложный комплексный характер и «пропитан» нормами разных отраслей права: конституционного, гражданского, финансового и других отраслей права, отражающих взаимоотношения личности, общества и государства.
Во-вторых, по обязательности предписаний он содержит в себе либо только права (например : право гражданина на обращение в те или иные инстанции с предложениями, заявлениями и жалобами), либо только обязанности (например: соблюдать правила дорожного движения), либо права и обязанности (например, при рассмотрении дел об административных правонарушениях гражданин имеет право обжаловать постановление по делу и несет обязанность уплатить в установленный срок наложенный на него штраф).
В-третьих, содержание административно-правового статуса гражданина в одних случаях зависит от желания того или иного лица (например, гражданин обращается в органы внутренних дел за разрешением на приобретение охотничьего ружья), а в других случаях он формируется вопреки его желанию (например, гражданин, совершивший мелкое хулиганство, подвергается административному задержанию и доставлению в милицию).
В-четвертых, правовой статус гражданина как субъекта административного права включает права и обязанности, общие для всех граждан (например, обязанность соблюдать правила пожарной безопасности), права и обязанности, принадлежащие только какой-либо категории граждан (например, водителям автомобильного транспорта, предпринимателям, охотникам), а также права и обязанности конкретных индивидов (например, лиц, являющихся беженцами или вынужденными переселенцами)[4] [24, с. 109].
Взаимоотношения личности общества и государства нуждаются в четком
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.