Система образования во II полов. XIX века. Высшее образование

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Данный проект широко обсуждался в прессе, высказывались различные мнения и замечания, с учетом которых Ученым комитетом была подготовлена вторая редакция под названием "Проект устава общеобразовательных учебных заведений". В этом проект предполагалось создать единую трехступенчатую школьную систему с преемственностью отдельных типов школ, что до некоторой степени напоминало систему 1804 года. В 1862 г. проект был передан попечителям учебных округов, которые организовали его обсуждение в университетах и педагогических советах гимназий; его также перевели на немецкий, французский и английский языки и разослали заграничным ученым и педагогам. Ученый комитет проанализировал полученные материалы и подготовили новую, третью редакцию проекта ("Проект устава гимназий и прогимназий"). В этой редакции единая система общеобразовательной школы уже не фигурировала: народные училища становились отдельным типом школы, а гимназии с восьмилетним курсом делились на два типа - общие и классические, учебные планы которых соответствовали их названиям.   В таком виде в 1864г. проект, наконец, поступил в Государственный совет. Здесь тоже разгорелись дискуссии, в результате которых министерству пришлось составлять новый проект, а в этот новый проект при принятии также были внесены поправки, так что в конце концов была принята пятая редакция проекта. В этом окончательном варианте речь о единой школьной системе уже не велась: вместо единого школьного устава были утверждены два отдельных - "Положения о начальных народных училищах" от 14 июля 1864 г. и "Устав гимназий и прогимназий" от 19 ноября 1864г. Столь резкое, на уровне основополагающих документов, размежевание между начальной и средней школой было явлением новым и небывалым: предшествующие уставы 1786, 1804 и 1828 гг. были едиными для всех типов школ, теперь же речь шла как бы о двух разных и совершенно не связанных между собой школах; прочем, это было довольно близко к истине. Более того: начальная школа оказалась не только отделенной от средней, но и раздробленной на разные типы учебных заведений. Прежде всего, следует отметить, что новое Положение не упразднило существовавших до этого типов начальной школы, т.е. приходских и уездных училищ по Уставу 1828 г. И те, и другие существовали еще десятки лет спустя, вплоть до начала XX века.  

Что касается школ собственно по Положению 1864 г., то назначение их было определено так "Начальные народные училища имеют целью утверждать в народе религиозные и нравственные понятия и распространять первоначальные полезные знания". В 1869 г. получил высочайшее утверждение министерский проект создания начальных школ высшего типа, получивших название двухклассных и одноклассных сельских училищ, которые содержало само МНП. Сам факт того, что МНП впервые решилось взять на свой бюджет часть расходов на начальное образование, очень показателен: до этого оно только руководило начальной школой, теперь оно стало ее хоть в какой-то мере финансировать. Министерские школы открывались как для мальчиков, так и отдельно для девочек, поступавших в школу в возрасте от 7 до 12 лет; совместное обучение разрешалось при соблюдении определенных условий. После утверждения сельских образцовых училищ МНП не могло не обратить внимания на городские начальные школы: дело в том, что уездные училища по Уставу 1828г. по своему курсу и продолжительности обучения уступали новым двухклассным сельским училищам, что представляло собой явною несообразность. В 1872 г. было принято Положение о городских училищах: эти новые школы должны были заменить собой старые уездные училища. Предназначение нового типа школ определялось так: "Городские училища имеют целью доставление детям всех сословий начального умственного и религиозно - нравственного образования". Финансирование их было смешным- школы утверждались как на счет правительства, так и на счет земств, городских обществ, сословий и частных лиц; подчинялись они директорам народных училищ.

Городские училища могли иметь от одного до шести классов, при этом учебные программы были во всех школах одинаковыми. На каждую школу по штату полагалось по одному законоучителю и по столько учителей, сколько было классов; в одноклассном училище была еще штатная должность помощника. Один из учителей назначался заведующим; заведующие трехклассными и четырехклассными училищами назывались инспекторами. При каждом училище полагался почетный смотритель. Теперь обратимся к средней школе в том ее виде, который она приобрела в результате реформы 1864 г. Итогом борьбы различных административных и общественных группировок, в ходе которой один проект реформы неоднократно сменялся другим, стало то, что средняя школа оказалась так же сильно раздроблена, как и начальная. Очевидно, что в Уставе 1864 г. был заложен заметный сдвиг в сторону классического образования. Серьезным новшеством стало то, что право на поступление в университет получали только выпускники классических гимназий; выпускники реальных гимназий, где не преподавались ни греческий, ни латынь, получали свидетельства, которые, как гласит 122-я статья нового Устава, лишь "принимаются в соображение при поступлении в высшие специальные училища", т. е. в технические вузы. В результате получилось, что реальная гимназия и среди педагогов, и в обществе в целом была более популярна, чем классическая, но родители предпочитали отдавать детей в классическую, так как она открывала путь к университету. Последовали даже многочисленные ходатайства о преобразовании

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
История
Тип:
Курсовые работы
Размер файла:
75 Kb
Скачали:
0