Изучение нарушения межличностного взаимодействия подростков со сверстниками

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Таким образом, результаты, полученные в ходе экспериментального исследования, продемонстрировали необходимость в работе с подростками, участвующими в эксперименте и  необходимость включение в работу  специалистов.

2.2 Анализ результатов исследования

Исходя из данных были получены следующие результаты:

Подсчитаны следующие показатели: общее число взаимных выборов, сделанных членами данной группы равно 27. Максимально возможное число взаимных выборов в данной группе равно 91. Таким образом, индекс групповой сплоченности равен: Как видно из результатов исследования положения испытуемых в системе межличностных отношений, большинство испытуемых (57%) занимают благоприятный социометрический статус. Неблагоприятный статус («пренебрегаемые» и «изолированные») занимают 43% учеников.

По второму критерию (Оценка психологической атмосферы) из таблицы диагностической программы были получены следующие результаты:

Таблица 1.Оценка психологической атмосферы класса.

Имя, фамилия ученика

Наташа Б.

Катя Г.

Вадим Р.

Женя П.

Рита Б.

Денис К.

Саша Г.

Федя М.

Миша Ж.

Настя Б.

Вова К.

Наташа Х.

Катя С.

Средний балл по группе

Итоговый показатель

45

25

62

52

50

60

34

59

21

43

26

27

55

61

44,2

Исследование группы показало, что большинство испытуемых 14 человек из класса, что составило 64,2% от общего числа участников, продемонстрировали высокий уровень  оценки психологической атмосферы класса. Среднегрупповой показатель равен 44,2 баллам, что является довольно высоким результатом и свидетельствует о благоприятном климате группы.

Рисунок 1. Результаты оценки психологической атмосферы класса.

Для изучения отношения школьников к своему «я» и участникам группы (третий критерий из таблицы) мы использовали методику семантического дифференциала Ч. Осгуда, которая представляет собой комбинацию процедур шкалирования и метода контролируемых ассоциаций. Используя полярные характеристики школьники определяли свое отношение к себе и окружающим людям. Ответ по каждому пункту шкалы оценивался от 1 до 7 баллов, далее при групповой обработке мы подсчитали средний показатель по каждому пункту шкалы, который составляет от 1.0 до 7.0 баллов.[25] c.  11] Таким образом, в ходе исследования отношения ученика к участникам группы были получены следующие среднегрупповые оценки по каждой шкале:

Большинство учеников дают самые высокие оценки по таким характеристикам как «стоящий», «хороший», «содержательный» и «приятный». Но, в целом, анализируя все десять шкал, видно, что среднегрупповой показатель отношения испытуемых к своему «я» равен 5 т.е является достаточно высоким .

В ходе проведенного исследования, гласящая о том, что всестороннее изучение особенностей развития межличностных отношений со сверстниками в подростковом возрасте возможно с помощью диагностической программы нацеленной на:

-исследование положения испытуемого в группе

-оценку уровня психологической атмосферы

-исследование отношения к себе и сверстнику подтвердилась[25 c. 12,13].

Обработка данных дали мне целостную картину системы межличностных отношений со сверстниками в данной группе.

В настоящее время проблема развития межличностных отношений подростков привлекла внимание многих психологов во всем мире. Этот интерес далеко не случаен. В подростковом возрасте у ребенка возникают сложные и разнообразные виды отношений со сверстниками, которые в значительной степени определяют становление его личности. Общение со своими сверстниками- ведущий тип деятельности в этом возрасте. Именно здесь осваиваются нормы социального поведения, нормы морали, здесь устанавливаются отношения равенства и уважения друг к другу. От успешности развития межличностных отношений в этом периоде зависит дальнейшее развитие личности в целом.

В своем экспериментальном исследовании, с помощью диагностической программы, я получила такие результаты как положение испытуемых в системе межличностных отношений, оценку психологической атмосферы класса, отношение учеников к другим членам группы и собственному «я», т.е попыталась всесторонне изучить особенности развития межличностных отношений подростков со сверстниками .[25] c. 14]

В ходе исследования были реализованы задачи. Проведен теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития межличностных отношений. Большинство авторов подчеркивало значимость переходного возраста т.к. именно в подростковый период происходят преобразования в самых различных сферах психики. Именно в этот период ломаются и перестраиваются все прежние отношения ребенка к миру и к самому себе. Важно изучать не только новообразования этого возраста, но и факторы, влияющие на них. К таким факторам, несомненно, относятся межличностные взаимоотношения[25 .c. 15].

Следующей методикой является социометрия.

Учащимся были заданы три вопроса. На каждый вопрос они выбирали троих своих сотоварищей.

По итогам исследования по первому вопросу «Если ваш класс расформируют, с кем бы ты хотел продолжить обучение в новом коллективе?» в «зоне звезд» оказался Женя П., а зоне изолированных - Наташа Б., Вова К., Рита Б., Катя С.

По итогам исследования второго вопроса «Кого ты пригласишь на свой

Похожие материалы

Информация о работе