Социально-психологические характеристики личности детей младшего школьного возраста

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Таким образом, в методике оценивается не только понимание испытуемыми переносного смысла пословиц, но и соотнесение ими их содержания с предпочитаемым стилем собственного поведения. Пословицы могут по смыслу «закреплять» противоположные способы поведения, и «предпочтение» тестируемыми тех или иных пословиц позволяет «отнести» их к представителям разнообразных типов поведения личности в конфликте.

Пословицы, как и загадки, относятся к сфере народного творчества. Они во многом отражают этнические особенности народа, что особенно заметно при сравнении пословиц разных народов.

В данной психодиагностической методике испытуемым предъявляется набор из 35-ти пословиц, преимущественно русских пословиц и поговорок (тест адаптирован к нашей культуре), ориентированных на определение двух основных свойств человека: быть, т.е. отказаться от своего эгоцентризма и «вещизма», проявлять внутреннюю активность, и иметь, т.е. жить лишь во имя собственных интересов, особенно - материальных.

В описанных ценностных ориентациях и проявляется конфликтность личности. В первой («духовной») она слабо выражена, а во второй («материальной») – сильно выражена. Описанные тенденции психологической направленности личности испытуемого на конфликт или на бесконфликтность и выявляются в данном тесте-задании. Испытуемые на специальном бланке, по пятибалльной шкале определяют своё личное отношение к каждой пословице и меру (степень) следования ей в их обычном поведении.

В данной методике выявляются такие типы конфликтной стратегии личности как  избегание, конкуренция, приспособление, компромисс, сотрудничество.

Ниже мы приводим полученные нами по методике Э. Фромма эмпирические данные членов нашей выборки по этой методике и осуществляем их анализ.

Общее количество респондентов – 27 чел. 27 чел. = 100%.Сначала мы подсчитали, исходя из когнитивных проявлений всех наших испытуемых, то, к какой конфликтной поведенческой стратегии они «склоняются», оценивая своё отношение к разным классам конфликтных социальных ситуаций, - косвенно отражённых («заложенных») в пословицах и поговорках данного теста. Мы получили следующие результаты психодиагностики по методике.

Тип конфликтной стратегии личности.

Подсчитываем по следующей простой формуле: X = 1 : 27 x 100%. Итак, Х = 3,7%.

Избегание (уход от конфликта) – 1 чел. Х = 3,7%.

Конкуренция (соперничество, противоборство в конфликте) – 3 чел. Х = 11,1%.

Приспособление (адаптация к конфликтным условиям) – 2 чел. Х = 7,4%.

Компромисс («усреднение» интересов сторон) – 8 чел. Х = 29,6%.

Сотрудничество (совместная деятельность по устранению причин конфликта) – 13 чел. Х = 48,1%.

Компромисс и сотрудничество – 21 чел. Х = 77,7 %.

Анализируя данные по тесту-заданию Э. Фромма, мы пришли к выводу, что наибольшее количество из всех наших респондентов – 48,1% в качестве ведущего типа конфликтной стратегии «проявляют» стратегию сотрудничества. Следующая по частоте использования всеми тестируемыми, стратегия компромисса – 29,6%.

Черты личности субъекта, «предпочитающего» сотрудничество как стратегию поведения в конфликте следующие. Представители этого типа поведения в конфликте ценят и цели, и взаимоотношения. Они открыто определяют позиции и ищут выхода в совместной работе по достижению целей, стремятся найти решения, полностью удовлетворяющие всех участников конфликта.

3). Тест-опросник выявления степени выраженности эмоционального интеллекта «ЭмИн» Автор - Д.В. Люсин.

В основу опросника положена трактовка ЭИ (эмоционального интеллекта) как способности к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими. Способность к пониманию эмоций означает, что человек может распознать эмоцию, т.е. установить сам факт наличия эмоционального переживания у себя или у другого человека; может идентифицировать эмоцию, т. е. установить, какую именно эмоцию испытывает он сам или другой человек, и найти для неё словесное выражение; понимает причины, вызвавшие данную эмоцию, и следствия, к которым она приведёт.

Назначение - диагностика различных аспектов эмоционального интеллекта. В структуре ЭИ выделяются:

1) межличностный ЭИ (МЭИ) – понимание эмоций других людей;

2) внутриличностный ЭИ (ВЭИ) – понимание собственных эмоций, управление ими;

3) ПЭ – способность к пониманию своих и чужих эмоций;

4) УЭ – способность к управлению своими и чужими эмоциями.

Учащимся – членам нашей выборки было предложено заполнить опросник

Похожие материалы

Информация о работе