Формирование массового экологического мировоззрения. Концепция устойчивого развития. Усиливающееся загрязнение окружающей среды

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Одной из самых актуальных, глобальных проблем современности, затрагивающей интересы  всех жителей планеты Земля является  усиливающееся загрязнение окружающей среды. Даже появился термин «экозависимая патология», т. е. нарушение здоровья, обусловленные воздействием вредных факторов окружающей среды.  Говоря о проблемах физического здоровья, нельзя забывать о личностном развитии подрастающего поколения. Мы слишком поздно приходим к осознанию опасности главенства человека над природой. Жители Земли используют все больше природных ресурсов для удовлетворения своих потребностей, совершенно  не учитывая, что  природа не успевает возместить их за счёт круговорота веществ. Люди,  прагматично используя природу,  стремительно приближаются к глобальному экологическому кризису. Перед мировым сообществом встал ключевой вопрос:  как жить, чтобы сохранить этот мир для настоящих и будущих поколений.  

Данная ситуация  требует радикального изменения экономических, технологических, ценностно-мировоззренческих основ социального развития. Мы должны  научиться удовлетворять свои потребности, не нарушая установившиеся в течение миллионов лет биосферные процессы, не ставя под угрозу жизнь будущих поколений.  В связи с необходимостью обеспечения экологической безопасности,  становится актуальным реформирование общества в плане перехода к устойчивому развитию, обеспечение общества экологической информацией и усвоение ценностей экологической культуры, ведущей к изменению мировосприятия людей, что невозможно без целенаправленной деятельности  человека, его осмысленной, разумной активности. Министрами образования и охраны окружающей среды европейских стран принята европейская стратегия образования  для устойчивого развития. Это всеобъемлющая концепция охватывает связанные между собой экологические, социальные и экономические проблемы. Переход к устойчивому развитию является единственным  спасительным путём для человечества.  Решение проблем, которые породила  цивилизация, связано не только  с развитием экономики, науки и технологий, но и с развитием высоких человеческих качеств, культурных традиций, ценностных установок. Имеется потребность в новых отношениях не только между  разными людьми, но и, главное,  между человеком и природой.


Концепция устойчивого развития  акцентирует внимание на единстве общества и природы.  Необходимо научить подрастающее поколение пониманию экологической ответственности, меры своей свободы в отношениях с окружающей средой, пониманию того, что  необходимо нравственное совершенствование людей, изменение человеческих качеств на основе эколого-гуманистических ценностей и идеалов, опора на социальное взаимодействие, незыблемость моральных обязательств, понимание ответственности перед будущими поколениями. Это немыслимо без  изменения общественного сознания, понимания каждой личностью смысла и значения  будущих перемен, проникновения экологических знаний в различные уровни образовательных структур, их всеобщая экологизация. Для освоения природной среды  в соответствии с концепцией устойчивого развития, необходимо формирование нового мировоззрения. Экологическое образование является основным содержанием этого мировоззрения. Цель экологического образования: формирование ноосферного мышления человека, способного жить в гармонии с собой и окружающим миром.

  Возникает насущная необходимость в создании условий для формирования компетентности личностного роста и развития,  формировании стратегии жизненного выбора, основанной на активной жизнедеятельности в природе и обществе, осознание себя как неотъемлемой части природы и ориентация на физическое и духовное здоровье, становление экологической компетентности. Формирование экологической компетентности должно проходить в интеграции с общекультурной, учебно-познавательной, информационной, социальной, коммуникативной, личностной компетентностями. Именно данные компетентности  призваны обеспечить экологоориентированную социально-значимую деятельность,  способствующую развитию личностных качеств обучающихся  и позволяющую применять надпредметные знания для решения экологических проблем с учётом окружающей среды, экономики и общества. 

  В решении проблем  будущего развития и сохранения цивилизации решающую роль играет школа. Она должна воспитывать гражданина, готовить его к жизни. Только в последние годы в программы школы вводятся новые учебные курсы, которые позволяют раскрыть учащимся всеобщие связи в природе, необходимость сохранения биоразнообразия и устойчивого развития мира. Школа является одним из звеньев непрерывного экологического образования, охватывающего все уровни жизни человека. И именно она должна готовить граждан, которые ориентируются в основных экологических проблемах, усвоивших основные экологические законы, главные принципы взаимодействия окружающей среды и общества, мотивированных на продолжение экологического образования.  Именно школа должна решать задачу формирования экологического системного мышления. Экологическое образование имеет самый высокий воспитательный потенциал, позволяет добиться высоких  личностных результатов, так как  человек и природа неразрывно связаны, природа  является источником познания мира, источником вдохновения, она заставляет нас задуматься об изменениях, происходящих в жизни, она влияет на наши мысли и чувства.  Подрастающее поколение должно осознавать, что история возникновения

Похожие материалы

Информация о работе