ГОУ СПО ПСК «Санкт- Петербургский центр подготовки спасателей»
УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
«ПОЖАРНАЯ АВТОМАТИКА»
УТВЕРЖДАЮ «___» _________ 2009 г. |
Методическая разработка для проведения урока
по учебной дисциплине «Пожарная автоматика»
Тема №5.3: «Установки водяного и пенного пожаротушения
«Устройство и работа контрольно-пусковых узлов установок водяного и пенного пожаротушения, способы дозирования»
Время: 2 часа (90 минут).
Место проведения:
Санкт-Петербург
2009
1. Довести до понимания обучаемых роль автоматических установок водяного и пенного пожаротушения в системе АПЗ.
2. Довести до понимания обучаемых принципы построения работы и конструктивные особенности основных узлов автоматических дренчерных установок водяного и пенного пожаротушения.
3. Проверка качества усвоения обучаемыми учебного материала.
II. Воспитательные цели
Воспитание у обучаемых стремления к углубленному освоению материала по теме занятия, обучение методам самостоятельной работы с первоисточниками и учебными материалами.
III. Расчет учебного времени
Содержание и порядок проведения занятия |
Время, мин |
Вводная часть Основная часть Учебные вопросы: 1. Контрольно-пусковые узлы спринклерных АУПТ, их устройство и работа; 2. Контрольно-пусковые узлы дренчерных АУПТ, их устройство и работа; 3. Дозаторы и способы дозирования 4. Приборы управления водяными установками ПА; Заключительная часть |
5 20 20 15 15 5 |
IV. Учебно-материальное обеспечение
1. Технические средства обучения: мультимедийный проектор, компьютерная техника, интерактивная доска.
2. Демонстрационные плакаты, слайды.
V. Методические рекомендации преподавателю
по подготовке и проведению практического занятия
При подготовке к занятию преподаватель обязан изучить учебные вопросы, структуру и содержание занятия, ознакомиться с литературой и методическими рекомендациями, уточнить количество и готовность рабочих мест к проведению занятия с обучаемыми. По завершении личной теоретической подготовки необходимо составить план проведения занятия с указанием времени, отводимого на отработку учебных вопросов.
Накануне практического занятия необходимо провести консультацию с обучаемыми на рабочих местах, выдать задание на подготовку и выполнение занятия, дать указания на получение необходимой литературы, учебно-методических материалов и рекомендовать материал для повторения.
Во вводной части занятия (5 мин) преподаватель проверяет наличие учащихся, объявляет тему, учебные цели и вопросы занятия, последовательность и ориентировочное время их отработки, доводит до сведения форму контроля усвоения материала, используемую на данном практическом занятии.
В ходе занятия преподаватель руководит и контролирует работу учащихся, консультирует их по возникающим частным вопросам непосредственно на рабочих местах, оказывает помощь в работе с литературой, при необходимости разъясняет всей группе отдельные положения, вызывающие затруднения у большинства обучаемых.
Контроль качества выполнения обучаемыми задания рекомендуется осуществлять в процессе индивидуальных консультаций и оказания помощи, а также в конце занятия по мере выполнения заданий самостоятельной работы. Непроверенные работы сдаются преподавателю и после проверки на одной из самоподготовок проводится разбор занятия, где доводятся оценки и указываются наиболее характерные недостатки.
1. Контрольно-пусковые узлы спринклерных АУПТ, их устройство и работа
При отработке первого учебного вопроса (20 минут) Перед началом объяснения нового учебного материала преподаватель контролирует усвоение материала предыдущих занятий. Контроль осуществляется в форме письменного опроса.
Далее преподаватель переходит к объяснению нового учебного материала, учащиеся ведут конспект. В ходе рассмотрения материала преподаватель в индивидуальном порядке контролирует работу учащихся, задавая контрольные вопросы, касающиеся нового материала, и отвечает на возникающие вопросы в ходе работы обучаемых, задает наводящие вопросы, заставляющие обратить внимание на ту или иную проблему.
КПУ (контрольно-пусковые узлы) предназначены для пуска АУПТ, сигнализации о пуске, остановки АУПТ, контроля за работоспособностью, заправки АУПТ огнетушащим веществом, проведения ТО и ремонтных работ.
Область применения водяные и пенные АУПТ:
1. Спринклерные
Водяные – КПУ с клапаном типа ВС (водосигнальный).
Воздушные – КПУ с клапанами ВС-ГД-КВП (группового действия – клапан воздушный пусковой)
2. Дренчерные с электропуском – ГД, БКМ (быстродействующий клапан мембранный), КЗС (клапан запорный секционный) с электромагнитым клапаном;
с гидравлическим пуском – ГД, БКМ, КЗС со спринклерной побудительной сетью, заполненной водой под давлением;
с пневматическим пуском - ГД, БКМ, КЗС со спринклерной побудительной сетью, заполненной воздухом под давлением;
с тросовым пуском - ГД, БКМ, КЗС с КПТВ (клапан побудительный тросовый).
Устройство и принцип работы на примере клапана ГД с электромагнитным клапаном (может использоваться в водяных и пенных дренчерных установках с электропуском). (Рис. 2.)
Порядок работы. При пожаре и срабатывании пожарных извещателей прибор управления пожарный подает электрический сигнал на открытие электромагнитного клапана. Давление в побудительной камере клапана ГД падает, клапан открывается, и вода идет из подводящего трубопровода в питающий и далее в оросительную сеть на тушение пожара. Через открытый пробковый кран вода поступает к двум сигнализаторам давления, которые, срабатывая, сигнализируют о срабатывании установки и начале тушения. Манометры служат для контроля давления в дежурном режиме
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.