Из этого не следует, что Россия не должна продавать энергоресурсы. Следует, очевидно, формировать их цивилизованный рынок с эффективным государственным контролем за деятельностью компаний-операторов. Российские энергоресурсы должны стать стабилизирующим фактором на европейском континенте, залогом устойчивого экономического развития стран и регионов [4].
из ключевых проблем, разрешение которых требует нетрадиционных подходов в российских условиях - проблема экономической оценки воздействия топливно-энергетического комплекса на природную среду и здоровье населения. Существующая система эколого-экономического регулирования основана на лимитировании выбросов и сбросов. Предприятия осуществляют платежи за нормативные выбросы и сбросы, повышенные платежи за сверхнормативное воздействие, а также штрафы в случае аварийных или нелегальных выбросов и сбросов. Эти платежи включаются в стоимость тепловой и электрической энергии и взимаются с потребителя. Парадокс состоит в том, что потребитель платит тем больше, чем более грязным воздухом дышит, а у производителей нет стимула предотвращать выбросы и сбросы [3].
Центром Экологической Безопасности РАН предлагается принципиально новая модель экологического налогообложения, состоящая во введении "квот экологической безопасности" в тарифы на тепло и электроэнергию. "Зеленые" налоги - несомненное достижение западной энергетической политики - не приживутся на российской почве в нынешней экономической ситуации. Выделение же экологических квот в тарифах окажется менее болезненным, их рост будет обеспечен ростом самих тарифов, а средства, получаемые таким образом, могут быть высвобождены и направлены на природоохранные цели.
Для первого шага реализации такой энергетической политики "тарифный" эксперимент можно было бы отработать в пилотном регионе, например, регионе Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
При постановке вопроса об устойчивой энергетике на Северо-Западе России в первую очередь сталкиваешься с проблемой АЭС. Как известно, на Ленинградской атомной электростанции работает четыре реактора чернобыльского типа. Предельный срок эксплуатации старейшего из них будет достигнут уже через три года, и мы вступим в период его сверхнормативной эксплуатации, поскольку уже сейчас существуют планы продления работы реакторов этого типа на 10 лет. Очевидно, что экономические интересы в данном случае возобладали над здравым смыслом и интересами экологическими. Нерешенной остается и проблема отработанного ядерного топлива. Есть и третья, менее дискутируемая проблема - проблема ядерного горючего: его сейчас производится в России меньше, чем потребляется, а недостающая часть берется из госрезерва, откуда оно идет и на экспорт. В нынешних условиях возможен неконтролируемый расход горючего, что также чревато непредсказуемыми последствиями [1].
Наш регион, который в отличие от других регионов России энергоизбыточен, следовало бы сделать пилотным для отработки процесса последовательной остановки отработавших свой срок атомных реакторов с одновременным поэтапным вводом новых энергетических мощностей, обеспечивающих устойчивое экологически безопасное социально-экономическое развитие региона. Время для реализации такого плана действий пока есть [5].
Обсуждая "энергетическую устойчивость" региона, следует иметь в виду также тот факт, что все виды топлив, используемых для получения электроэнергии и тепла, а это - газ, уголь, мазут - поставляются на Северо-Запад из других регионов России, т. е. регион является "энергоресурсозависимым". Между тем, здесь есть практически все виды альтернативных (возобновляемых и невозобновляемых) энергоресурсов: гидроэнергия, гидротермальная энергия, торф, отходы лесной промышленности, органические отходы, мелкие газовые скопления, ветровой потенциал.
Можно спорить о стратегической целесообразности, экономической эффективности и экологической безопасности их использования, но нельзя не согласиться, что необходима адекватная оценка энергоресурсного потенциала на случай необходимости его включения в топливно-энергетический баланс региона. Пока же отдельные пилотные проекты выполняются не в соответствии со стратегической программой развития, а благодаря расширяющемуся международному сотрудничеству в регионе [4].
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.