Методические аспекты выручки (оборота) предприятия. Краткая организационно-экономическая характеристика деятельности предприятия

Страницы работы

Фрагмент текста работы

проведения анализа выручки используется ряд как традиционных, так и математических методов, основные из которых представлены в таблице 1.2.

Таблица 1.2 – Основные виды методов анализа выручки

Методы анализа оборота розничной торговли

Традиционные методы

Математические методы

1. Использование абсолютных, относительных величин.

2. Индексный метод.

3. Метод цепных постановок. Метод разниц.

4. Балансовый метод.

5. Метод сравнения.

- с прошлым годом

- с планом

- с лучшими показателями

6. Метод группировки.

- аналитические группировки

- структурные группировки

1. Корреляционно-регрессивный анализ.

2. Методы диагностического программирования.

3. Экономико-математическое моделирование.

4. Линейное программирование.

5. Нелинейное программирование.

6. Матричные методы анализа

Важным завершающим направлением подготовительного анализа выручки  предприятия является изучение и оценка основных предпосылок, определяющих деятельность предприятия.

После окончания подготовительного этапа исследователи приступают к выполнению основного этапа анализа выручки, осуществляемого по ряду направлений: анализ динамики общего объема выручки; оценка его состава и структуры по видам продаж, анализ во временном и ассортиментном аспектах, факторный анализ выручки.

Таблица 1.3 - Анализ динамики общего объема выручки осуществляется за ряд лет в действующих и сопоставимых ценах

Год

Выручка в действующих ценах

Индексы цен

Выручка в сопоставимых ценах

Прирост  выручки по сравнению с базисным годом в сопоставимых ценах

Темпы роста в сопоставимых ценах

2012

2013

Следующим направлением анализа выручки является оценка ее динамики во временном аспекте, т.е. по кварталам и месяцам.

Следующим направлением является анализ динамики выручки в ассортиментном разрезе (структура выручки).

Таблица 1.4 – Структура выручки

Показатель

2011 год

2012год

2013год

Отклонение, +/-

Сумма, тыс.руб.

Уд.вес, %

Сумма, тыс.руб.

Уд.вес, %

Сумма,, тыс.руб.

Уд.вес, %

1/2г.

2/3г.

Выручка

В т.ч.

Рекламная деятельность

Прочие

Важным направлением основного этапа анализа выручки является оценка влияния различных факторов на изменение оборота розничной торговли. [33]

На размер выручки оказывают влияние следующие факторы:

1.  Факторы, связанные с изменением розничных цен и физического объема продаж.

Для расчета влияния изменения этих факторов используют следующие формулы:

а)  изменение объема оборота розничной торговли за счет изменения розничных цен ():

=                                                                                                              (1.3)

где  - объем оборота розничной торговли отчетного года в действующих ценах, тыс. руб.;

 - объем оборота розничной торговли отчетного года в сопоставимых ценах, тыс. руб.

б)  изменение объема оборота розничной торговли за счет изменения физического объемы продаж ():

=                                                                                                              (1.4)

где  - объем оборота розничной торговли предыдущего года в действующих ценах, тыс. руб.;

Совокупное влияние данных двух факторов равно изменению оборота розничной торговли предприятия:

+Р                                                                               (1.5)

2.  Факторы, связанные с эффективностью использования трудовых ресурсов.

К данной группе факторов относят среднесписочную численность работников предприятия и их производительность труда. Влияние данных факторов можно определить методом абсолютных разниц, используя следующую формулу:

                                                                                                              (1.6)

где Ч – среднесписочная численность работников, чел.;

ПТ – производительность труда одного работника, тыс. руб./чел.

а)  изменение оборота розничной торговли за счет изменения среднесписочной численности работников ():

=                                                                                                              (1.7)

где Ч1 – среднесписочная численность работников предприятия в отчетном периоде, чел.;

Ч0 - среднесписочная численность работников предприятия в прошлом периоде, чел.;

ПТ0производительность труда одного работника в прошлом периоде, тыс. руб./чел.

б)  изменение оборота розничной торговли за счет изменения производительности труда одного работника ():

=                                                                                                               (1.8) где ПТ1 – производительность труда одного работника в отчетном периоде, тыс. руб./чел.;

ПТ0производительность труда одного работника в прошлом периоде, тыс. руб./чел.;

Ч1 - среднесписочная численность работников предприятия в отчетном периоде, чел.

Совокупное влияние данных двух факторов эффективности использования трудовых ресурсов равно изменению выручки предприятия:

                                                                            (1.9)

3.  Факторы, связанные с товарными ресурсами

К данной группе факторов относят:

-  запасы товаров на начало периода н);

-  поступление товаров за анализируемый период (П);

-  прочее выбытие товаров (В);

-  запасы товаров на конец периода к).

Расчет влияния факторов, связанных с товарными ресурсами, на изменение выручки осуществляют используя формулу увязки товарных ресурсов, представленную следующим образом:

Зн + П = Р + В + Зк                                                                                                                                                                   (1.10)

Исходя из данной формулы, объем оборота розничной торговли предприятия

Похожие материалы

Информация о работе