проведения анализа выручки используется ряд как традиционных, так и математических методов, основные из которых представлены в таблице 1.2.
Таблица 1.2 – Основные виды методов анализа выручки
Методы анализа оборота розничной торговли |
|
Традиционные методы |
Математические методы |
1. Использование абсолютных, относительных величин. 2. Индексный метод. 3. Метод цепных постановок. Метод разниц. 4. Балансовый метод. 5. Метод сравнения. - с прошлым годом - с планом - с лучшими показателями 6. Метод группировки. - аналитические группировки - структурные группировки |
1. Корреляционно-регрессивный анализ. 2. Методы диагностического программирования. 3. Экономико-математическое моделирование. 4. Линейное программирование. 5. Нелинейное программирование. 6. Матричные методы анализа |
Важным завершающим направлением подготовительного анализа выручки предприятия является изучение и оценка основных предпосылок, определяющих деятельность предприятия.
После окончания подготовительного этапа исследователи приступают к выполнению основного этапа анализа выручки, осуществляемого по ряду направлений: анализ динамики общего объема выручки; оценка его состава и структуры по видам продаж, анализ во временном и ассортиментном аспектах, факторный анализ выручки.
Таблица 1.3 - Анализ динамики общего объема выручки осуществляется за ряд лет в действующих и сопоставимых ценах
Год |
Выручка в действующих ценах |
Индексы цен |
Выручка в сопоставимых ценах |
Прирост выручки по сравнению с базисным годом в сопоставимых ценах |
Темпы роста в сопоставимых ценах |
2012 |
|||||
2013 |
Следующим направлением анализа выручки является оценка ее динамики во временном аспекте, т.е. по кварталам и месяцам.
Следующим направлением является анализ динамики выручки в ассортиментном разрезе (структура выручки).
Таблица 1.4 – Структура выручки
Показатель |
2011 год |
2012год |
2013год |
Отклонение, +/- |
||||
Сумма, тыс.руб. |
Уд.вес, % |
Сумма, тыс.руб. |
Уд.вес, % |
Сумма,, тыс.руб. |
Уд.вес, % |
1/2г. |
2/3г. |
|
Выручка В т.ч. |
||||||||
Рекламная деятельность |
||||||||
Прочие |
Важным направлением основного этапа анализа выручки является оценка влияния различных факторов на изменение оборота розничной торговли. [33]
На размер выручки оказывают влияние следующие факторы:
1. Факторы, связанные с изменением розничных цен и физического объема продаж.
Для расчета влияния изменения этих факторов используют следующие формулы:
а) изменение объема оборота розничной торговли за счет изменения розничных цен ():
= (1.3)
где - объем оборота розничной торговли отчетного года в действующих ценах, тыс. руб.;
- объем оборота розничной торговли отчетного года в сопоставимых ценах, тыс. руб.
б) изменение объема оборота розничной торговли за счет изменения физического объемы продаж ():
= (1.4)
где - объем оборота розничной торговли предыдущего года в действующих ценах, тыс. руб.;
Совокупное влияние данных двух факторов равно изменению оборота розничной торговли предприятия:
+Р (1.5)
2. Факторы, связанные с эффективностью использования трудовых ресурсов.
К данной группе факторов относят среднесписочную численность работников предприятия и их производительность труда. Влияние данных факторов можно определить методом абсолютных разниц, используя следующую формулу:
(1.6)
где Ч – среднесписочная численность работников, чел.;
ПТ – производительность труда одного работника, тыс. руб./чел.
а) изменение оборота розничной торговли за счет изменения среднесписочной численности работников ():
= (1.7)
где Ч1 – среднесписочная численность работников предприятия в отчетном периоде, чел.;
Ч0 - среднесписочная численность работников предприятия в прошлом периоде, чел.;
ПТ0 – производительность труда одного работника в прошлом периоде, тыс. руб./чел.
б) изменение оборота розничной торговли за счет изменения производительности труда одного работника ():
= (1.8) где ПТ1 – производительность труда одного работника в отчетном периоде, тыс. руб./чел.;
ПТ0 – производительность труда одного работника в прошлом периоде, тыс. руб./чел.;
Ч1 - среднесписочная численность работников предприятия в отчетном периоде, чел.
Совокупное влияние данных двух факторов эффективности использования трудовых ресурсов равно изменению выручки предприятия:
(1.9)
3. Факторы, связанные с товарными ресурсами
К данной группе факторов относят:
- запасы товаров на начало периода (Зн);
- поступление товаров за анализируемый период (П);
- прочее выбытие товаров (В);
- запасы товаров на конец периода (Зк).
Расчет влияния факторов, связанных с товарными ресурсами, на изменение выручки осуществляют используя формулу увязки товарных ресурсов, представленную следующим образом:
Зн + П = Р + В + Зк (1.10)
Исходя из данной формулы, объем оборота розничной торговли предприятия
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.