Предметом курсовой работы является концепция разумного эгоизма Н. Г. Чернышевского, построенная на антропологическом принципе и продолженная в концепции позитивной любви.
Целью курсовой работы является рассмотрение социологического наследия Н. Г. Чернышевского.
Задачи:
1) Изучение основных этапов жизни Н. Г. Чернышевского;
2) Анализ основных социологических идей;
3) Рассмотрение теории разумного эгоизма в работе «Антропологический принцип в философии»;
4) Изучение концепции позитивной любви.
Интерес к Н. Г. Чернышевскому не утихает с первых его публикаций. В Советское время он стал объектом для изучения, так как являлся любимым писателем В. И. Ленина. Современные исследователи отмечают проблему неверной интерпретации его идей в угоду режиму советского периода.
На сегодняшний день подробно описаны его биография и творчество, появляется даже такое направление как чернышевсковедение. Но больше внимания уделено Н. Г. Чернышевскому как писателю, критику, философу, историку, общественному деятелю, а не как к протосоциологу. Данная тема не являлась особо популярной долгое время, но в последнее время мы отмечаем интерес к ней. Появляются новые работы и исследования. Особенно активно проявляет себя Саратовский университет. Социологи рассматривают взгляды Н. Г. Чернышевского в разных аспектах, нет единой систематизации именно его социологических взглядов. Написанием работ в этом ключе занимались Н. И. Кареев, Ю. З. Полевой, Б. Ф. Антонов, В. Г. Щукин, Я. А. Никифоров, А. А. Демченко и др. Можно сказать, что уже проработано то, что интересно для социологии, но мы хотели бы сделать акцент на изучении концепции разумного эгоизма и тесно с ней связанной концепцией позитивной любви. Их социологическую значимость мы обозначим в своей работе.
Глава 1. Н. Г. Чернышевский как протосоциолог
1.1. Биография Н. Г. Чернышевского
Задолго до появления социологии в России самая образованная часть общества (ученые, философы, писатели, литературные критики и т.д.) уже занималась изучением общественных проблем. Свои работы они чаще всего публиковали в журналах. И к тому времени, когда социология как наука возникла в нашей стране, отечественной журналистикой уже был накоплен солидный опыт. Молодая наука долго испытывала на себе влияние публицистов, особая роль здесь отведена именно философам-публицистам.
В. В. Зеньковский отмечал, что к ним можно отнести не только таких крупных деятелей русской мысли, как А. И. Герцен, Н. А. Бердяев, но и Н. Г. Чернышевского, Н. К. Михайловского, Д. С. Мережковского, В. С. Соловьева[1].
Н. Г. Чернышевский известен как потенциальный ученый-социолог, талантливый публицист и исследователь. Но прежде чем непосредственно рассматривать его идеи, познакомимся с биографией.
Николай Гаврилович Чернышевский родился 12 июля 1828 года в г. Саратове, в семье священника. Унаследовал от своего отца Гавриила Ивановича лучшие черты характера. Николая Гавриловича считали истинно светлой личностью[2]. Среднее образование он получил дома и в 14 лет поступил в Саратовскую духовную семинарию, в старшие классы, где изумлял учителей своими обширными познаниями. Там же был любимцем своих товарищей, являясь поставщиком классных сочинений и помощником в обучении[3]. Также занимался самообразованием и приобрел энциклопедические знания – он знал историю, философию, политэкономию, естественные науки, теорию словесности, овладел шестью языками[4]. Д. И. Писарев отмечал, что сила Н. Г. Чернышевского не в художественном таланте, а в его широком умственном развитии[5].
В 1846-1850 гг. учился на историко-филологическом факультете Петербургского университета, где его больше увлекали не университетские предметы, а социально-политические вопросы – революционные события в Европе в 1848-1849 и настроения в России[6]. Читал произведения Сен-Симона, Ш.Фурье, философию Г. Гегеля и Л. Фейербаха, из русских мыслителей читал В. Г. Белинского и А. И. Герцена. По окончании университета получил назначение в саратовскую гимназию, где до 1853 г. преподавал литературу. В это же время его постигло горе – умерла мать. Но в этот же период он женился на О. С. Васильевой.
В 1853 г. Н. Г. Чернышевский переезжает в Петербург, где приступает к работе в «Отечественных записках». А в 1854 работает и в «Современнике», в 1865 г. становится редактором этого журнала. На его страницах писал о социализме, обсуждал философские вопросы, практические стороны жизни крестьянства. Всего было опубликовано около 250 статей за период с 1855 по 1862
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.