1. Введение
По мере развития человек всё ближе соприкасается с проблемой управления в самых разных областях своей деятельности. Именно поэтому проблемами управления приходилось заниматься более углубленно. Целесообразность комплексного изучения процессов управления привела к созданию самостоятельной фундаментальной науки, получившей название кибернетики. Часть этой науки связана с изучением процессов управления. Вопросы, связанные с разработкой конкретных схем, расчётом элементов автоматических устройств для управления различными объектами рассматривается в прикладной дисциплине ТАУ. Современная теория автоматики получила развитие на базе теории автоматического регулирования. В 1765 г. – был установлен первый автоматический регулятор на паровой поршневой машине русским механиком И. И. Ползуновым для поддержания заданного уровня воды в паровом котле.
Значительное развитие автоматика получила с появлением ЭВМ, которые обеспечили работу операторов в САУ.
Сегодня автоматизация процессов производства лежит в основе всех отраслей техники, вызывая кардинальные изменения в технологии и организации производства.
2. Анализ исходных данных на проектирование
Исходные параметры:
1) Коэффициент передачи двигателя по регулирующему воздействию, [об/мин В] 9,0
2) Электромеханическая постоянная времени двигателя, [c] 0,35
3) Коэффициент передачи ЭМУ 12,0
4) Постоянная времени короткозамкнутой цепи ЭМУ, [c] 0,06
5) Постоянная времени цепи управления ЭМУ, [c] 0,004
6) Коэффициент передачи Тг, [В с/об] 0,7
7) Коэффициент передачи двигателя по возмущающему воздействию, [об/мин кг м] 3,5
8) Постоянная времени якоря двигателя, [c] 0,03
Численное значение оценок
9) Статическая ошибка регулирования, [%] 0,5
Численное значение показателей качества
10) Время регулирования, [c] 0,4
11) Показатель колебательности 1,2
12) Закон изменения возмущающего воздействия 1(t)
А также введены обозначения:
KдUя – коэффициент передачи двигателя по регулирующему воздействию;
KЭМУ – коэффициент передачи ЭМУ;
KТГ – коэффициент передачи тахогенератора;
KдМс – коэффициент передачи двигателя по возмущающему воздействию;
ТМ – электромеханическая постоянная времени;
ТКЗ – постоянная времени короткозамкнутой цепи ЭМУ;
Ту – постоянная времени цепи управления ЭМУ;
Тя – постоянная времени якоря двигателя;
eууст – статическая ошибка регулирования;
tp – время регулирования;
d - максимальное перерегулирование.
Принципиальная схема
3. Функциональная схема
Обозначения:
П1 – потенциометр (задаёт уставку);
КУ – корректирующее устройство;
ЭУ – электронный усилитель;
ЭМУ – электромашинный усилитель;
ДПТ – двигатель постоянного тока;
ТГ – тахогенератор;
ПД – приводной двигатель.
4. Анализ действующих на систему возмущающих воздействий
Возмущающие воздействия, действующие на САР:
1) Момент сопротивления со стороны ТГ;
2) Напряжение питающей сети (напряжения уставки, напряжения обмоток возбуждения ДПТ и ТГ, напряжения питания ПД)
3) Температура окружающей среды.
Момент сопротивления.
Момент сопротивления на валу ДПТ Мс является главным возмущающим воздействием в системе. Исходя из данной САР для устойчивого состояния системы необходимо, чтобы Мвр = Мс. Т. е. при увеличении Mc частота оборотов ДПТ уменьшится, соответственно уменьшится и напряжение вырабатываемое тахогенератором. В соответствии с уравнением замыкания системы e(t) = y(t) – x1(t) Þ DU(t) = Uy(t) – Uтг(t) (4.1) сигнал ошибки DU(t) возрастёт, т. е. возрастёт Еэму, напряжение на якоре ДПТ и ток якоря, а значит и частота оборотов. Т. о. мы снова пришли к устойчивому состоянию системы, при котором Мвр = Мс.
Напряжение питающей сети.
Изменение напряжения сети является второстепенным возмущением, оказывающим влияние на:
§ изменение напряжения U0 (изменяется напряжение уставки Uу). В свою очередь это приводит к изменению входного напряжения КУ DU, исходя из уравнения замыкания DU(t) = Uy(t) – Uтг(t). Происходит изменение магнитного потока управления ЭМУ, т. к. магнитный поток пропорционален напряжению питания обмотки (Фу – оказывает влияние на Еэму: Еэму = КэмуФ * Фу (4.2));
§ магнитный поток обмотки возбуждения ДПТ (Фдпт – влияет на частоту вращения вала двигателя, т. к. n = (4.3)). Т. е. при увеличении Фдпт происходит снижение частоты вращения вала двигателя, поэтому недопустимо отключать обмотку возбуждения двигателя;
§ магнитный поток обмотки возбуждения тахогенератора ТГ (Фтг – влияет на выходное напряжение ТГ). Uтг = Се*n*Фтг – Iя*Rя. Увеличение Фтг вызывает увеличение Uтг;
§ изменения напряжения питания ПД приводит к изменению частоты
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.