Этот фактор инфляции издержек часто играет достаточно важную роль под воздействием двух решающих причин: при заметном увеличении цен на энергоресурсы и сырье на мировом рынке и в результате изменения курса обмена национальной валюты на доллар и другие твердые валюты. При падении курса доллара происходит вздорожание всех импортируемых товаров, что, ведет к усилению внутренней инфляции (тем больше, чем больше товаров импортирует данная страна: к тому же вздорожание импортируемых предметов труда через воздействие на рост издержек производимых из них товаров кумулятивно усиливает инфляционный эффект вздорожавшего импорта). При повышении курса обмена через удешевление импорта проявляется обратный антиинфляционный эффект.
Теория инфляции спроса объясняет возникновение инфляции факторами денежного спроса (превышением платежеспособного спроса над предложением товаров и услуг).
На начальных этапах развития данной теории динамика товарных цен увязывалась только с количеством денег в обращении. Наиболее четко эта теория была сформулирована известным американским экономистом И. Фишером в работе «Покупательная сила денег» (1911).
Современной версией, развитием этой теории инфляции модно считать количественную концепцию инфляции, отраженную в двух теоретических моделях:
– монетаристской количественной концепции инфляции;
– кейнсианской теории инфляции.
Наиболее новаторский характер по сравнению с предшествующими неоклассическими теориями имели две решающие идеи Кейнса. Первая состояла в признании того, что рыночная экономика частного предпринимательства не обладает постоянно функционирующим механизмом саморегулирования, что при определенных условиях эта экономика может оказаться в глубокой кризисной стагнации, из которой только лишь стихийные силы рынка ее вывести не смогут. Вторая фундаментальная идея кейнсианства заключалась в выдвижении в качестве определяющего направления государственного регулирования экономики стимулирование так называемого эффективного спроса. Решающими инструментами подобного стимулирования были увеличение расходов госбюджета (в том числе и за счет его дефицита) и либеральная кредитно-денежная политика.
Именно на основании второй идеи постепенно формируется новый теоретический и практический подход к инфляции.
Кейнсианские идеи в странах с развитой рыночной экономикой изменили отношение к инфляции. Ползучая (низкая) инфляция стала признаваться неизбежным спутником нормального развития рыночной экономики, могущим в определенных условиях играть и полезную роль в стимулировании производства. А инфляция галопирующего типа и гиперинфляция трактуется уже в отрицательном смысле, т.к. связанные с ней большие социально-экономические и подчас политические издержки резко превышают возможные выгоды, если таковые вообще имеются.
Антиинфляционная политика традиционно находится в сфере ответственности монетарных властей страны – центрального банка и финансово-экономического блока правительства. По мнению В.В. Золотарчук, меры, предпринимаемые ими для обеспечения ценовой стабильности, принято делить на ортодоксальные и гетеродоксальные.
Ортодоксальная антиинфляционная политика опирается на теоретические и практические рекомендации монетаризма, предписывающие режимы управления совокупным спросом с использованием правил и инструментов денежно-кредитного и бюджетно-налогового регулирования.
В качестве номинального ориентира, для сдерживания инфляции, монетарные власти обычно используют один из трех количественно устанавливаемых показателей: номинальный вапютный курс (валютное таргетирование), денежный агрегат (денежное таргетирование), темп инфляции (инфляционное таргетирование).
Роль номинальных ориентиров сводится к тому, чтобы с их помощью обеспечивать стабильное положение динамической кривой совокупного спроса, препятствуя тем самым развитию инфляции спроса.
В случае ватютного таргетирования темпы денежной эмиссии и внутренней инфляции подстраиваются под инфляцию в той стране (или в тех странах), к чьей валюте привязана валюта данной страны.
В условиях свободного плавания национальной валюты (при режиме гибкого валютного курса) может применяться либо денежное таргетирование (установление целевого показателя в виде темпа роста денежной массы), либо инфляционное таргетирование (установление целевого показателя в виде темпа инфляции). В обоих случаях вследствие гибкости валютного курса «домашний» темп инфляции может отличаться от темпа инфляции в других странах.[7]
Из трех номинальных якорей, применяемых для сдерживания инфляции, денежный якорь наименее эффективный, особенно в тех случаях, когда экономика находится под сильным воздействием немонетарных шоков совокупного спроса.
Режим инфляционного таргетирования наиболее эффективен в борьбе с инфляцией потому, что его применение способствует укреплению доверия к денежным властям и проводимой ими политике. Доверие в данном случае эквивалентно формированию и сохранению низких инфляционных ожиданий, что является одним из главных факторов успеха в преодолении инфляционной инерции.
Гетеродоксальная антиинфляционная политика базируется на научных выводах и рекомендациях неокейнсианской теории. Данная теория исходит из того, что инфляционный процесс порождается действием факторов, находящихся как на стороне совокупного спроса, так и на стороне совокупного предложения. Поэтому в рамках гетеродоксального подхода в дополнение к монетарной программе предусматриваются следующие меры:
– в области «политики доходов» – временное замораживание
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.